Рефераты по литературе

М. Е. Салтыков-цедрин

27 Мая 2013, биография

Михаи́л Евгра́фович Салтыко́в-Щедри́н (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин; 15 января 1826 — 28 апреля 1889) — русский писатель, рязанский и тверской вице-губернатор.

М. Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки»

03 Декабря 2014, реферат

На ее страницах мы снова встречаемся с помпадурами, но они уже предстают перед нами в образах медведей и волков, а трепещущие либералы приобретают образ премудрого пескаря. В сказках общественная жизнь и мораль подвергнуты мастерской сатире. Это и критика самодержавных принципов правительственных верхов и эксплуататорских классов, и разоблачение либеральной интеллигенции, и протест против пассивности, покорности и трусости народа.

М.А. Булгаков: жизнь в роль писателя и врача

03 Июня 2014, доклад

Доктор Булгаков – биография писателя и врача Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве 15 мая 1891 года. У Булгаковых было семеро детей. Это была интеллигентная семья, сплоченная и веселая. Отец, преподаватель Киевской духовной академии, умер рано, а мать сказала детям: «Я не могу вам дать приданое или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет, – это образование». Мальчиком Михаил учился в Первой мужской гимназии, где получил блестящее образование. Юный Булгаков не только постигал науку, он писал стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел. Увлекался энтомологией, собрал хорошую коллекцию бабочек. Участвовал в импровизированных спектаклях, увлекался футболом, который тогда входил в моду, и, естественно, не избегал романтических встреч. Киев в самом начале лета… Знаменитые каштаны уже отцвели, усыпав все вокруг белым ковром, но зато распускается акация. В это самое время к тетке на каникулы приехала саратовская гимназистка Татьяна Лаппа. Ее тетка была подругой матери Булгакова, поэтому неудивительно, что Миша и Таня встретились.

М.В.Ломоносов

10 Сентября 2012, доклад

В составлении доклада я использовала такую литературу как «Советская энциклопедия», из которой я взяла основные данные доклада о жизни Ломоносова; так же я использовала школьную энциклопедию «История России», из которой я смогла узнать о научных достижениях ученого, и так же Астафуров В. И. МВ. Ломоносов: Книга для учащихся. М., 1985.–144 с. Книга предназначена для учащихся старших классов. В ней рассказывается о жизненном пути великого русского учёного–энциклопедиста М. В. Ломоносова, прослеживаются основные научные направления, у истоков которых стоял Ломоносов.

М.М. Бахтин о «формальном методе» (работы «Ученый сальеризм», «Формальный метод в литературоведении»)

08 Июня 2015, доклад

Формальный или точнее — морфологический метод официально существует в России всего лишь восемь лет — с момента выхода в 1916-17 г. двух первых сборников «Опояза». Но он уже имеет свою любопытную историю.
В этот более чем краткий срок он успел изжить в период Sturm und Drang'a с неизбежно присущей ему экстремой, и полосу широкой исключительной моды, когда состоять в формалистах считалось элементарным и необходимым признаком хорошего литературного тона.

М.М. Зощенко

10 Февраля 2014, доклад

Осип Мандельштам тонко подметил печальный парадокс личности и творчества Зощенко: «Зощенко, моралист по природе, своими рассказами пытался образумить современников, помочь им стать людьми, а читатели принимали все за юмористику и ржали как лошади. Зощенко сохранял иллюзии, начисто был лишен цинизма, все время размышлял, чуть наклонив голову набок, и жестоко за это расплатился. Глазом художника он иногда проникал в суть вещей, но осмыслить их не мог, потому что свято верил в прогресс и все его красивые следствия… Чистый и прекрасный человек, он искал связи с эпохой, верил широковещательным программам, судившим всеобщее счастье, считал, что когда-нибудь все войдет в норму, так как проявление жестокости и дикости лишь случайность, рябь на воде».

М.Ю. Лермонтов

21 Ноября 2013, доклад

Лермонтов Михаил Юрьевич родился в ночь на 3(15).10.1814 в Москве,
умер 15(27).7.1841 у подножия горы Машук, в 4 верстах от Пятигорска; в
апреле 1842 его прах был перевезен в фамильный склеп в Тарханы.
Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787–1831) и
Марии Михайловны Лермонтовой (1795–1817), урожденной Арсеньевой,
единственной дочери и наследницы значительного состояния пензенской
помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (1773–1845), принадлежавшей к
богатому и влиятельному роду Столыпиных. По линии Столыпиных Лермонтов был
в родстве или свойстве с Шах–Гиреями, Хастатовыми, Мещериновыми,
Евреиновыми, Философовыми и одним из своих ближайших друзей Алексеем
Аркадьевичем Столыпиным, по прозвищу Монго.

Мpії Таpаса Шевченка пpо майбутнє Укpаїни

16 Января 2014, реферат

Пеpегоpтаємо стоpінки "Кобзаpя",знайомі й незнайомі. Знайомі з дитинства і наче зовсім нові, коли їх гоpтаєш на pізних вітpах часу. Адже поет говоpить до нас кpізь гомін, віяння і болі нашого часу. Він стає сучасником, бо слово любові не стаpіє і не в'яне. Він заглядає в саму душу глибоко-глибоко. "Сон". Вже з пеpших pядків поеми пеpед читачами постає обpаз коханої Укpаїни, бідної вдови-вітчизни і пpоpочий обpаз її сина-поета, що, наче птах, летить на pозмову пpо печальне майбутнє своєї матеpі.

Мій любимий твір О.С. Пушкіна "Руслан і Людмила"

21 Мая 2013, реферат

Я дуже люблю казки О.С. Пушкіна. Не раз уявляв своїх улюблених героїв і мандрував з ними світом казок. «Руслан і Людмила» — одна з найулюбленіших моїх казок. Кожний рядок є шматочком чарівного казкового миру, у якому негайно хочеться показатися.
Написана вона була, як і багато чого іншого, завдяки няньці поета Орині Родіонівні. О.С.Пушкін працював над поемою три роки, і в 1820 році вона була закінчена. Її сюжет став як би однієї з казок чарівного кота. Мандрівка героя в пошуках чудесної нагороди, якої в цьому випадку виступає князівська дочка, викрадена злим чарівником. Сам Руслан схожий на російського богатиря: добрий, вірний у любові, сміливий і відважний.

Міржақып Дулатұлы «Бақытсыз Жамал»

23 Ноября 2014, научная работа

Мақсаты: Автордың романда айтқысы келген негізгі ойы қазақ өміріндегі ең бір әлеуметтік мәні зор мәселе – әйел теңсіздігі болатын. ХХ ғасыр басындағы қазақ қызда¬рының теңдікке ұмтылуының әдебиетіміздегі маң¬дай алды тақырып болып табылуы тек қана әйел тағдыры емес, рухани теңдікке, бостандыққа ұмтылған қазақ ұлтының күрескерлік болмысын танытумен тығыз байланысты. Осы тұрғыдан алғанда «Бақытсыз Жамал» азаттық идеясын басты ұстанымға айналдырған роман болып табылады.

Міржақып Дұлатұлы

10 Февраля 2014, реферат

Міржақып Дұлатұлы (1885—1935) — қазақтың аса көрнекті ағартушысы, қоғам қайраткері, ақын, жазушы, жалынды көсемсөз шебері.
Алыстан Алаш десе аттанамын,
Қазақты қазақ десе мақтанамын.
Болғанда әкем қазақ, шешем қазақ -
Мен неге, қазақтықтан сақтанамын?!

Місце Тарас Григорьевич Шевченка в українській та світовій культурах

06 Октября 2013, творческая работа

Т.Шевченко одночасно – мистець і політик. Його «Катерину» добре знали і вивчали на пам’ять сільські жінки. Він їх застерігав: «Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями, бо москалі – чужі люде, роблять лихо з вами. Москаль любить жартуючи, жартуючи кине; піде в свою Московщину, а дівчина гине…». У цих, здавалося б, суто житейських словах чітко проглядається політичний підтекст.

Магическая сила числа как символа в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

03 Ноября 2013, научная работа

В своей работе «Магическая сила числа как символа в романе Достоевского «Преступление и наказание»» я постаралась раскрыть символическое значение цифр, основываясь на библейские мотивы, пифагорейское учение о числах и каббалистическую нумерологию. Рассматривая их повторяющееся чередование, мы увидим, что суть числа, последовательность событий и череда изменений, происходящих в жизни главных героев, взаимосвязаны, а иногда и обусловлены проявлением его магического свойства. Эта работа предназначена тем, кто неравнодушен к творчеству Достоевского.

Майбутнє української мови

01 Января 2012, сочинение

Українська мова є однією з найдавніших мов світу. І постає риторичне питання: Чому українська мова на шляху до свого відродження в устах українців? Чому так сталося, що українська мова на зламі XX і XXI століть могла зникнути з карти світу? Сучасні недоброзичливці вважають, що так «історіческі сложілось.» Але чому в новій державі Ізраїль воскресили давньоєврейську мову іврит, яка була мертвою понад дві тисячі років, бо в цьому виникла державна необхідність, а не рабськи-приречене «так історіческі сложілось.»

Майк Йогансен

21 Апреля 2013, реферат

Йогансен Майк (Михайло) Гервасійович народився 16 (28) жовтня 1895 року в м. Харкові у сім'ї вчителя німецької мови, вихідця з Латвії (в окремих матеріалах є вказівка на його шведське чи норвезьке походження). Навчався Майк у класичній російській гімназії. На час закінчення Харківського університету (1917) він знав старогрецьку й латину, вільно володів англійською, німецькою, італійською, іспанською та французькою, знав скандинавські та слов'янські мови. Як казали сучасники, "з Майка був чортівськи здібний лінгвіст", але так само легко сприймав технічні знання. Майк Йогансен мав енциклопедичну освіту, захоплювався різними видами спорту.

Майков Аполлон Николаевич

17 Декабря 2013, биография

Его первый поэтический сборник вышел в 1842, когда Майкову было 21 год, сборник получил высокую оценку В. Белинского, отметившего «дарование неподдельное и замечательное». Сборник имел большой успех.
Впечатления от поездки по Италии выражены во втором поэтическом сборнике Майкова «Очерки Рима» (1847).
В эти годы сближается с Белинским и его окружением – Тургеневым и Некрасовым, посещает «пятницы» М. Петрашевского, поддерживает близкое знакомство с Ф. Достоевским и А. Плещеевым. Хотя Майков в полной мере их идеи и не разделял, но определенное влияние на его творчество они оказали. Такие его произведения, как поэмы «Две судьбы» (1845), «Машенька» и «Барышня» (1846), содержат гражданские мотивы.

Максім Іванавіч Гарэцкі

06 Апреля 2015, реферат

Максім Іванавіч Гарэцкі як выдатный дзеяч беларускай культуры, які ўнёс велізарны ўклад у фарміраванне нацыянальнай свядомасці беларусаў. Літаратурный дэбют Гарэцкага, праяўлення наватарства в яго творах.

Максим Богданович

26 Июля 2012, доклад

Он прожил недолгую (всего 26 лет) жизнь, но за это время успел сделать для белорусской литературы так много, как никто другой. Его вклад в жанровое и структурное разнообразие в белорусскую литературу обоснованно сравнивают с вкладом А. С. Пушкина в литературу российскую. Именно М. Богданович впервые в белорусской литературе попробовал различные формы стихотворений, в том числе сонеты, рондели и др.

Мандельштам Осип Эмильевич

05 Декабря 2012, доклад

Родился 3 января (15 н.с.) в Варшаве в семье мастера-кожевенника, мелкого торговца. Через год семья поселяется в Павловске, затем в 1897 переезжает на жительство в Петербург. Здесь заканчивает одно из лучших петербургских учебных заведений - Тенишевское коммерческое училище, давшее ему прочные знания в гуманитарных науках, отсюда началось его увлечение поэзией, музыкой, театром (директор училища поэт-символист Вл.Гиппиус способствовал этому интересу).

Марина Ивановна Цветаева

14 Мая 2013, реферат

Марина Ивановна Цветаева - один из наиболее интересных поэтов Серебряного века. Однако долгое время ее творчество не только было недоступно широкому читателю в Советском Союзе, но и до настоящего времени еще не опубликовано полностью. Это объясняется многими причинами, и в том числе, помимо идеологии, непримиримой позицией самой Марины Цветаевой. Известен ее гордый характер.
Она не принадлежала ни к одному поэтическому направлению или школе, декларативно отказывалась от любых литературных влияний, о чем сама указывала в дневниках, («литературные влияния не испытывала, только человеческие»). В одной из дневниковых записей М. Цветаевой о поэтических вечерах находим афишу: «Символисты, футуристы... и Марина Цветаева».

Марина Львовна Москвина (род. 25 июня 1954, Москва) — российский писатель

16 Июня 2015, биография

Родилась в Москве. После окончания факультета журналистики МГУ работала как журналист в периодической печати. Член Союза писателей России. В течение десяти лет вела на «Радио России» передачу «В компании Марины Москвиной», делала авторские документальные фильмы для телевидения. Руководила творческой мастерской в Союзе писателей и Институте современных искусств.
Член редколлегии журнала «Мурзилка», её имя входит в энциклопедию «Детская литература ХХ века» и в Малую литературную энциклопедию «Русская литература сегодня» (2012). Её произведения вошли в «Антологию мировой детской литературы» (2002). В 2006 году М. Москвина возглавляла жюри премии «Заветная мечта».

Марина Цветаева

13 Января 2013, реферат

Самой заветной цветаевской темой стала любовь – понятие для нее бездонное, вбирающее в себя бесконечные оттенки переживаний. Любовь многолика – можно влюбиться в собаку, ребенка, дерево, собственную мечту, литературного героя. Любое чувство, кроме ненависти и безразличия составляет любовь. В Чехии Цветаева дописывает поэму «Молодец», о могучей, всепобеждающей силе любви. Свою идею о том, что любовь это всегда лавина страстей, обрушивающаяся на человека, которая неизбежно оканчивается разлукой, она воплотила в «Поэме горы» и «Поэме конца», вдохновленных бурным романом с К.Б. Раздевичем. Ему же посвящены цикл «Овраг», стихотворения «Люблю, но мука еще жива…», «Древняя тщета течет по жилам…» и другие.

Марина Цветаева

02 Марта 2014, реферат

Марина Ивановна Цветаева родилась в 1892 году в Москве, в интеллигентной
семье. Отец ее, выходец из Владимирской губернии, самостоятельно, благодаря
личным способностям и великому трудолюбию, достиг известности как филолог –
профессор Московского университета и как искусствовед – основатель Музея
изящных искусств (ныне Музей имени Пушкина в Москве); Иван Владимирович
Цветаев был также директором Румянцевского музея. Мать Марины была
талантливой пианисткой, ученицей Рубинштейна.

Марина Цветаева

11 Марта 2014, курсовая работа

Марина Цветаева (1892-1941) - русская поэтесса, прозаик, переводчик, одна из крупнейших русских поэтов XX века.

Марк Твен

23 Апреля 2013, доклад

Марк Твен (англ. Mark Twain, настоящее имя Сэ́мюэл Лэ́нгхорн Кле́менс (англ. Samuel Langhorne Clemens); 30 ноября 1835, посёлок Флорида (штат Миссури) — 21 апреля 1910, Реддинг (штат Коннектикут); похоронен в Элмайре (штат Нью-Йорк) — американский писатель, журналист и общественный деятель. Его творчество охватывает множество жанров — реализм, романтизм, юмор, сатира, философская фантастика, публицистика и др., и во всех этих жанрах он неизменно занимает позицию гуманиста и демократа.

Мартинус Бьёрнсон

22 Января 2013, доклад

Бьёрнстьерне Мартинус Бьёрнсон (8 декабря 1832, Квикне (Тинсет). Норвежский поэт, драматург, прозаик и журналист Бьернстерне Мартиниус Бьернсон был старшим из шести сыновей лютеранского пастора Педера Бьернсона и дочери коммерсанта Элизы Бьернсон (урожденной Нурдрок). Когда Б. было 5 лет, его семья переехала из Квикне, маленького церковного прихода в горах, в живописный район Ромсдал в Западной Норвегии, где мальчика определили в школу в прибрежном городе Молде. Не по годам развитый, Б. писал стихи, издавал рукописную газету, проявлял большой интерес к политике.

Массово-политическая литература

21 Декабря 2011, реферат

Массовая политическая литература, агитационно-пропагандистская литература. Термин, принятый в советском книговедении для обозначения совокупности произведений печати, освещающих в популярной форме вопросы идеологии и политики с целью формирования у широких масс стойких, осознанных ориентаций на социально-классовые ценности. В СССР и других социалистических странах Массовая политическая литература является важным средством коммунистического просвещения и воспитания народа.

Массовый человек как главное лицо современности в сатирической прозе М. М. Зощенко

29 Сентября 2013, курсовая работа

В данной работе рассмотрен главный герой Зощенко – массовый человек. И для автора этот герой действительно лицо современности. Потому что на этом лице были отражены те свойства и качества человека, которые породило время. Это время массового, обычного человека, который в жизни не способен увидеть себя. И только юмор Михаила Михайловича заставил читателей взглянуть на самих же себя по-другому. За это его не любил ни Жданов, ни Сталин (после рассказа «Часовой и Ленин», в котором часовой был представлен грубым, усатым мужчиной. Сталин же узнал в этом героя себя). Он вообще не считал нужным писать о таком бытовом и учить людей чему-либо.

Мастер и Маргарита характеристика образа Мастера

17 Марта 2013, сочинение

Мастер — безымянный главный герой романа. В клинике Стравинского после исчезновения М. остается лишь его «мертвая кличка: «Номер сто восемнадцатый из первого корпуса». Прозвище «мастер» дано герою Маргаритой и аналогично традиционным именованиям «мэтр», «маэстро»; оно соотносит персонажа как со средневековой литературной традицией, так и с масонским ритуалом. Ассоциации с гётевским Фаустом (по аналогии с Воландом-«Мефистофелем» и Маргаритой-«Гретхен») несущественны.

Мастера слова начала 20-х гг

15 Мая 2013, сочинение

Почти все мастера слова начала 20-х гг. посвящали свои произведения актуальной теме гражданской войны. Главным героем в этих творениях выступает народ. Ведущим конфликтом служила классовая борьба двух миров: “белых” и “красных”. Романы Д. Фурманова “Чапаев” (1926 г.) о людях известной 25-й Чапаевской дивизии и о легендарном герое революции Василие Ивановиче Чапаеве; А. Серафимовича “Железный поток” (1924 г.), об истории Таманского похода; А. Фадеева “Разгром” (1926 г.), где изображен процесс становления нового человека в революции. Эти произведения положили начало традиции героического романа. Но при всей общности романов у каждого автора свой подход к теме.