Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 21:31, реферат
Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название « идзимэ » (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной.
4. Гедонистическая функция. Ее также принято называть функцией здоровых сексуальных отношений. Она связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно, как потребности в еде, жилище и т.д.
5. Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья – это сфера абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и т.д. Здоровая, неконфликтная семья – надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех невзгод.
1.4 Категории семей.
В зависимости от количества детей современные семьи делятся на многодетные, малодетные, однодетные и бездетные. По своему составу они могут быть однопоко-ленные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей. Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной является внебрачная семья, где женщина рождает ребенка, не зарегистрировав брак. Отмечено, что более половины женщин, решившихся на рождение ребенка, при незарегистрированном браке, сами рождены и выросли в условиях незаключенного официального брака их родителями. Как видим, семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.
В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них.
Из существующего множества типологий семьи выделим четыре категории семей:
1. благополучные семьи
2. семьи группы риска
3. неблагополучные семьи
4. асоциальные семьи
1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, быстро адаптируются к потребностям своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. Можно сказать, с точки зрения общества благополучная семья – это та, в которой созданы все условия для нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, репродуктивной и воспитательной. Таков естественный и социальный аспект проблемы семейного благополучия, закономерно вытекающий из того факта, что семья – это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Поэтому благополучие семьи – это благополучие общества в целом.
Социологи выделяют следующие слагаемые семейного счастья и благополучия:
- взаимопонимание между супругами;
- отдельная квартира, материальное благополучие;
- дети;
- уверенность в прочности брака;
- интересный досуг в семье;
- интересная работа;
- хорошее образование;
- хорошее положение на работе;
- хорошие друзья;
- самостоятельность супругов.
Но благополучие нередко носит только видимый характер и определяется по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные, псевдосолидарные.
2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим трудом.
3. Неблагополучными принято считать те семьи, в которых ясно просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных семьях дети больные, т.к. за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей заставляют ребенка прийти к выводу, что его не любят, что он никому не нужен. В ответ на эту ситуацию ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мирок или наоборот пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя. Все это создает надлом в душе ребенка, делает его ущербным. Ребенок не может найти свое место в семье, а затем и в жизни. В связи с изменениями, происходящими в стране, нарождается новый тип семьи, принадлежащий к разряду "новых русских". Это как правило, высокообеспеченные и сверхобеспеченные семьи. Но именно в этих семьях родители постоянно испытывают страх за свое будущее, за свою жизнь и жизнь своих детей. В этих условиях они ни на минуту не отпускают от себя ребенка, опасаясь киднепинга, т.е. его похищения, взятия в заложники. По этой причине дети из семей "новых русских" нередко учатся в частных школах, куда их сопровождают телохранители. Своеобразно складываются отношения в подобных семьях между родителями. Жена, как правило, не работает. Она часто звонит мужу на работу, интересуясь, где он, что с ним, как идут дела. Одной из ее постоянных тревог становится тема, где и с кем он проводит свое свободное время, т.к. домой "глава семейства" не торопится, предпочитая проводить досуг в кругу друзей и подруг. Социологи и психологи фиксируют наивысший кризис в семейных отношениях в подобных семьях. Таким образом, материально обеспеченная семья, в которой есть мать и отец, попадает в разряд "неблагополучных" для формирования личности ребенка. Тот же итог - неблагополучные условия для развития ребенка - наблюдается в семьях с очень низким материальным уровнем, с маленькими доходами, не обеспечивающими прожиточный минимум. С этими обстоятельствами приходится считаться школе и учителям, строя свои отношения с семьей, планируя учебно-воспитательный процесс. В общей сложности кризисная ситуация в полярно противоположных семьях в значительной мере отрицательно влияет на детей, их воспитание в семье, затрудняет организацию обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях.
4. Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее сложно и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно- гигиеническим нормам. В таких семьях воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, отстают в развитии. Часто дети в таких семьях становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.
1.5 Типы семейных взаимоотношений.
По характеру взаимоотношений и общения между членами семьи, прежде всего родителями, выделяются следующие типы семейных взаимоотношений:
- диктат (доминирующая позиция одного из родителей, проявляющаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и других мерах воздействия на других членов семьи)
- опека (чрезмерное внимание, уделяемое ребенку, ограждение его от трудностей, избавление от лишних требований, забот и волнений)
- мирное сосуществование (позиция, как правило, образованных родителей, придерживающихся принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети – своей)
- сотрудничество (взаимодействие родителей и детей на личностном уровне; при таком взаимодействии имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку, к другим членам семьи)
1.6 Факторы влияния на характер воспитания детей в семье.
На характер воспитания ребенка в семье оказывают влияние многочисленные факторы, каждый из которых несет в себе особые социально- педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на ребенка, относят:
1. Субкультурные факторы:
- состав семьи (полная или неполная, расширенная, состоящая, по крайней мере, из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав и др.)
- кровно-родственный фактор, определяющий своеобразие семьи (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака)
- жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей;
- морально-психологический климат семьи
2. Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей:
- собственный опыт семейного воспитания;
- педагогическая культура родителей;
- готовность и способность родителей к воспитанию детей;
- уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей;
- авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета;
- родительская любовь
как основа воспитания, ее рациональность
во взаимоотношениях с
- отношение родителей к воспитанию ребенка.
3. Факторы,
обусловленные
- уход за ребенком,
его педагогическая
- создание наиболее
целесообразных условий
- приобщение к труду;
- умение наблюдать
и видеть динамику развития
и воспитания ребенка,
4.»Детский» фактор:
- своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный, с особыми нуждами и пр.)
- особенности детей в семье
(рождение второго и
Воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание – часть общественного воспитания, весьма существенная и уникальная. Уникальность ее состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, оно результативно, т.к. осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только о естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.
Семья –основная среда обитания и жизнедеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в последующие периоды. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.
Таким образом, семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.
1.7 Специфика и задачи семейного воспитания.
Семейное воспитание – это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономические факторы, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Семейное воспитание, в отличие от воспитания общественного, имеет определенную специфику, которая определяет его характер, содержание и организационные формы.
Прежде всего эта специфика выражается в том, что по своей природе семейное воспитание основано на чувствах. Изначально семья, как правило, зиждется на любви, которая определяет нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимодействия его членов. Важна мера в проявлении чувств. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда - замкнутым, чересчур застенчивым. Выросший в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства и лицемерия.
Другой
особенностью семейного
Еще одной особенностью
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Каковы задачи семейного воспитания?
Они заключаются в том, чтобы:
- создать максимальные условия роста и развития ребенка;