Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 07:22, курс лекций
Экологический менеджмент охватывает все проблемы и вопросы управления предприятием, связанные с охраной окружающей среды, т.е. вопросы, относящиеся к третьей группе. Важное значение при этом имеют требования, предъявляемые к экологическому менеджменту различными заинтересованными группами: профсоюзами, средствами массовой информации, партнерами по бизнесу и покупателями, которые все более становятся требовательными к экологическим характеристикам продукции или оказываемых услуг. Так формируется внешняя среда экологического управления, некоторые важные стороны которой, в том числе применяемые для регулирования деятельности предприятия, экологическое законодательство, стандарты, нормативы, порядок экологической сертификации и лицензирования, а также экологические налоги, платежи, фонды и т.д. не следует упускать из поля зрения.
Экономический механизм включен в систему правового регулирования экологических отношений как стимулирующий фактор в окружающей природной среде.
Составными элементами экономического механизма являются:
планирование и финансирование природоохранных мероприятий, установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов;
установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов и другие виды вредного воздействия;
предоставление налоговых льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии и т.д.;
возмещение вреда, причиненного природе или здоровью человека.
В экономический механизм охраны окружающей среды входит система экологического контроля, главной задачей которого является проверка соблюдения экологических требований по охране окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Одним из существенных элементов экономического механизма охраны окружающей среды является торговля квотами на выбросы загрязнений (успешно используется в США). Эта торговля предполагает установление общего лимита выбросов и распределение его между источниками по определенным квотам, за превышение которых в США автоматически взимаются чрезвычайно высокие штрафы - в 1998г. - 2500 д/т сернистого ангидрида. Если предприятие нуждается в праве на дополнительные выбросы, оно должно приобрести это право у других, там, где эти выбросы ниже их лимита. Аналогично приобретение квот и у новых предприятий. Таким образом, экономические отклонения устанавливаются между отдельными природопользователями как субъектами рынка. При этом государство устанавливает правила торговли, мониторинга и контроля.
В России торговля квотами на выбросы не применяется, предусмотрена апробация элементов торговли лицензиями на размещение в окружающей природной среде загрязняющих веществ. Торговля квотами на выбросы парниковыми газами предусмотрена Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.
Таким образом, экономический механизм охраны окружающей среды - это система экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, применение которых обеспечивает достижение целей экологической политики.
В зависимости от экономических процессов структура экономического механизма существенно изменяется. Выделяют три типа экономических механизмов природопользования: стимулирующий (создание благоприятной экономической среды для развития экологически чистого производства), жесткий (подавление посредством налоговой политики развитие экологически опасного производства) и мягкий (ограничительные экологические рамки, слабо влияющие на темпы и масштабы экономического развития). В России сейчас формируется мягкий механизм экономического регулирования охраны окружающей среды.
Часть экономических инструментов, предусмотренных Российским законодательством, не применяется или применяется слабо. Основу экономического механизма управления окружающей природной средой в Российской Федерации составляют экологические платежи и экономические санкции.
В настоящее время существенное значение для охраны окружающей среды приобретает экономическое стимулирование природоохранной деятельности:
освобождение от налога на добавленную стоимость научно-исследовательских институтов и опытно-конструкторских работ природоохранного назначения; товаров и технологического оборудования, ввозимых в целях ликвидации последствий, аварий, стихийных бедствий и катастроф;
уменьшение налога на прибыль на ту сумму средств, которая направлена на поддержку национальных парков, заповедников и т.д.;
освобождение от налога на имущество внебюджетных экологических организаций.
Лицензирование, экологическое страхование, экологическая паспортизация и экологическая экспертиза - все это экономические механизмы управления экологической безопасностью.
Информация о работе Курс лекций по "Экологический менеджмент"