Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 07:22, курс лекций
Экологический менеджмент охватывает все проблемы и вопросы управления предприятием, связанные с охраной окружающей среды, т.е. вопросы, относящиеся к третьей группе. Важное значение при этом имеют требования, предъявляемые к экологическому менеджменту различными заинтересованными группами: профсоюзами, средствами массовой информации, партнерами по бизнесу и покупателями, которые все более становятся требовательными к экологическим характеристикам продукции или оказываемых услуг. Так формируется внешняя среда экологического управления, некоторые важные стороны которой, в том числе применяемые для регулирования деятельности предприятия, экологическое законодательство, стандарты, нормативы, порядок экологической сертификации и лицензирования, а также экологические налоги, платежи, фонды и т.д. не следует упускать из поля зрения.
Тема22. Экологический аудит
Под экологическим менеджментом понимается организация охраны окружающей среды внутри предприятия во всей ее совокупности, то есть во всех существенных для окружающей среды областях (поставках, расходах энергии и сырья, технологическом процессе и выпуске продукции, сбыте, транспорте, отходах производства всех видов от промышленных до упаковочных материалов).
Экологический аудит - объективная систематическая документированная и регулярно повторяемая проверка состояния охраны окружающей среды на предприятии.
При этом за основу принимается сопоставление результатов, достигнутых предприятием, со стоящими перед ним целями.
Корни экологического аудита берут начало в США, где в середине 70х годов в связи с резким ухудшением статистики аварий на химических предприятиях, было получено предписание министерства охраны окружающей среды, документально доказать наличие внутренней системы ранней диагностики аварийно-опасных ситуаций с указанием соответствующих мер по ликвидации узких мест, повышению надежности и предотвращению аварий оборудования. Идея введения обязательной процедуры ревизии экологического менеджмента на предприятиях оказалась нежизнеспособной, к концу 70х годов министерство охраны окружающей среды США вынуждено было от нее отказаться. Между тем в западных индустриальных странах все отчетливее понимали, что усиление внимания промышленных предприятий к охране окружающей среды не может основываться только на государственном надзоре. Необходим добровольный самоконтроль.
Нарастающее общественное сознание в вопросах охраны окружающей среды привело к специальному постановлению Европейского союза - «Постановление об экологическом аудите» - в июне 1993г. вступило в силу. Этот документ состоит из отдельных разделов, каждый из которых соответствует определенному этапу создания системы экологического менеджмента на предприятии.
Участие в системе экологического менеджмента позволяет предприятию не только снизить степень воздействия на окружающую среду, но и выявить потенциал экономии сырья, всех видов энергии и воды, вторичного использования отходов и снижения себестоимости продукции, обеспечить себе репутацию серьезных и надежных партнеров и, как следствие, получить более выгодные кредиты в банках, заключить договоры о страховании на более выгодных условиях. Тем самым, будучи добровольным, участие в системе экологического аудита превращается в реальную необходимость.
Понятие «Экологического аудита» введено в России постановлениями Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 27.12:1994г. и «Об утверждении положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» от 26.02.1996г.
Этими 2 документами определено, что Государственный комитет экологии и его территориальные органы уполномочены на проведение лицензирования всех видов деятельности в области охраны окружающей среды, одним из которых является экологический аудит.
Термин «аудирование» заимствован из финансового лексикона и означает проверку счетов. Экологический аудит - это анализ и оценка хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду.
Аудит проводится вневедомственными (независимыми) квалифицированными экологическими аудиторами и позволяет выработать рекомендации по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
Экологический аудит стал развиваться не только как механизм управления окружающей средой, но и как отрасль предпринимательской деятельности экологической индустрии. В течение 10 лет в США и развитых странах Европы разрабатывалась концепция экологического аудита, приняты национальные стандарты и нормативные акты в области экологического аудита, неразрывно связанного с экологическим менеджментом.
При проведении экологического аудита проверяется степень соответствия процесса, характера деятельности, продукции, системы управления -экологическим требованиям: количественным или качественным показателям, установленным правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Оценивают: виды деятельности, связанные с природопользованием; состояние окружающей среды на производственном или природном объекте; соблюдение природоохранного законодательства и установленных экологических требований; использование природных ресурсов; процесс обращения с отходами; финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия на окружающую среду.
Первоочередной задачей в области развития экологического аудита остается формирование соответствующей нормативной правовой базы, подготовка нормативного правового акта, закрепляющего за Министерством природы ряда функций:
- проведение государственной политики в области экологического аудита;
- межведомственная координация и согласование ведомственных нормативных актов, касающихся экологического аудита;
- подготовка экологических аудиторов;
- ведение реестров участников;
- организация работ по взаимопризнанию экологических аудиторов Российской Федерации и зарубежных стран.
Руководителями субъектов Российской Федерации должна быть осознана целесообразность и оценка преимущества применения экологического аудита.
Потребность в экологическом аудите выражена в следующих сферах деятельности:
- при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
- осуществлении сделок с недвижимостью;
- подготовке договоров страхования;
- ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды;
- разработке условий о разделе продукции при добыче полезных ископаемых и др.
(экологический аудит в Татарстане, Хакасии, Удмуртии, Пермской и Томской областях).
В Российской Федерации разработаны проекты нормативно-методических документов по организации экологического аудита. Согласно им, экологическое аудирование делится на обязательное и инициативное.
Инициативный аудит проводится по решению руководителей аудируемого экономического субъекта.
Обязательный - по решению правительственных органов. Все программы экологического аудита условно можно разделить по характеру целей и объему решаемых задач на несколько групп:
- Сокращенные специальные программы экологического аудита. Их цель - общее информационное обеспечение разработки и принятия отдельных, сложных в экологическом отношении решений. В задачи программ входит характеристика и оценка отдельных экологических проблем (как правило, заранее оговоренных заказчиком), условий и возможностей их решения.
- Полные специальные программы заключаются в достаточном информационном обеспечении разработки и принятия отдельных сложных решений, включая адресные детализированные рекомендации и предложения; особенно требующих альтернативных решений;
- Сокращенные комплексные программы экологического аудита. Их целью является постановка, характеристика, оценка и ранжирование совокупности экологических проблем отдельных производств, территорий, регионов. В их задачи входит анализ и оценка имеющихся возможностей решения приоритетных проблем, разработка общих рекомендаций и предложений; вариантов экологической стратегии и политики развития крупных предприятий, производственных комплексов, отдельных территорий и регионов; в целях развития территориального или производственного экологического образования и просвещения;
- Полные комплексные программы экологического аудита, в их цели входит разработка исходных данных для формирования и развития территориальных систем мониторинга источников воздействия на окружающую среду, отходов и т.д.
Методы проведения эколого-аудиторских программ:
- анкетирование;
- интервьюирование;
- с использованием материальных балансов и технологических расчетов;
- метод на основе экспертных оценок;
- картографический метод;
- с использованием фото и видеосъемки.
Информация о работе Курс лекций по "Экологический менеджмент"