Курс лекций по "Экологический менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 07:22, курс лекций

Описание работы

Экологический менеджмент охватывает все проблемы и вопросы управления предприятием, связанные с охраной окружающей среды, т.е. вопросы, относящиеся к третьей группе. Важное значение при этом имеют требования, предъявляемые к экологическому менеджменту различными заинтересованными группами: профсоюзами, средствами массовой информации, партнерами по бизнесу и покупателями, которые все более становятся требовательными к экологическим характеристикам продукции или оказываемых услуг. Так формируется внешняя среда экологического управления, некоторые важные стороны которой, в том числе применяемые для регулирования деятельности предприятия, экологическое законодательство, стандарты, нормативы, порядок экологической сертификации и лицензирования, а также экологические налоги, платежи, фонды и т.д. не следует упускать из поля зрения.

Файлы: 26 файлов

15.

— 30.00 Кб (Скачать файл)

9.

— 42.00 Кб (Скачать файл)

Создание экологического производства.

Проблема создания более чистых технологий в течение многих лет на­ходится в центре дискуссий по вопросам рационального ведения производст­ва. После двух десятилетий работы методом проб и ошибок деловые прави­тельственные круги и широкая общественность все больше осознают, что предотвращение загрязнения и сбережение природных ресурсов являются наиболее эффективными мерами охраны окружающей среды. Решая пробле­мы сбережения ресурсов, бизнес сегодня уделяет особое внимание экономии энергии и природного сырья. Для этого необходимо привлечь всех сотрудни­ков, что дает системное внедрение программы регулирования, позволит полу­чить прибыль и уменьшить вредное воздействие на окружающую среду.

Ресурсов одной компании может оказаться недостаточно для реализа­ции экологически эффективного производства, в этом случае сотрудничество в сфере совместных предприятий является одним из лучших способов реше­ния.

Процесс передачи технологий от одного предприятия к другому может быть упрощен при постоянном обучении рабочих и приспособлении сущест­вующих технологий к местным условиям, а также при тесном сотрудничестве с коммерсантами, заинтересованными инновациями.

Когда компания помогает своим поставщикам повысить качество про­дукции, то обе стороны оказываются в выигрыше. Особенно это характерно для переработки сельскохозяйственной продукции. Например, фермеры могут повысить качество продукции и увеличить доходы, если у них будут совре­менные технологии и разумное финансирование.

Для того, чтобы стать эффективными компаниями следует:

     учитывать источники поступления сырья и компонентов;

     завоевать доверие к своей деятельности, для чего сотрудничать с эко­логическими организациями и населением;

     способствовать формированию рынка путем новаторских решений в области охраны окружающей среды, заставляя, таким образом, своих конку­рентов приспосабливаться к новым условиям.

Новый инструмент рационального ведения производства анализ жиз­ненного цикла - позволяет подсчитать и сравнить объемы вредных выбросов в окружающую среду и затраты на производство различных видов продукции.

Сегодня огромные территории заняты под отходы жилищно-коммунального хозяйства и производства, их содержание обходится дороже, чем переработка твердых отходов как вторичного сырья. Эта проблема явля­ется общемировой. Например, подсчитано, что в населенных пунктах США до 60% твердых отходов, выбрасываемых на свалки, могли быть переработаны при наличии соответствующего оборудования в городских системах компо­стирования.

Использование мягких пакетов и картонных коробок способствует значи­тельному сокращению отходов упаковки почти на 95% по сравнению с пласти­ковой.

Рециркуляция и многократное использование полиэтиленовых бутылок приносит минимальные выгоды, при этом увеличивается потребление чистой воды для их промывки и увеличивается объем сточных вод.

Значительные выгоды дает компостирование картонных упаковок, ос­татков пищи, дворового и садового мусора.

Анализ жизненного цикла продукции является эффективным средством внутреннего регулирования деятельности для определения потенциальных технологических и конструкторских улучшений. Анализ жизненного цикла яв­ляется таким инструментом управления, который содействует осознанию по­требителями важности экологических задач и позволяет менеджерам компа­ний розничной торговли принимать более экологически обоснованные реше­ния.

Розничные операции могут быть прибыльными и экологически прогрес­сивными одновременно.

В 80-90х годах качественная чистка одежды с применением сильнодей­ствующих химических соединений, влияющих на окружающую среду, стала одним из основных предметов обеспокоенности потребителей. Обществен­ность все активнее выступает против загрязнения окружающей среды.

С 50х годов стали совершенствоваться моющие средства, на смену мы­ла пришли эффективные порошки и т.д., но одним из их компонентов стали фосфаты, столь же, как и асбест, фреоны, имеющие отрицательные воздей­ствия на окружающую среду. После стирки, со сточными водами они попада­ют в водоемы и стимулируют рост водорослей, потребляющих О2 и убиваю­щих речную флору и фауну (эутрофикация), что в конце 60х годов вызвало озабоченность у потребителей и производителей моющих средств.

Компании должны обладать новым мышлением и предвидением в ре­шении экологических проблем, быть готовыми к изменениям традиционного ассортимента продукции, что бы удовлетворить новые запросы потребителей и доказать, что экологическая безопасность того или иного продукта достигну­та не за счет ухудшения качества продукции.

Новаторские решения в области охраны окружающей среды могут под­нять имидж компании и увеличить объемы продаж.

Предприятия розничной торговли могут оказаться очень полезны обще­ству, если возьмут на себя инициативу в стимулировании потребительского интереса к экологически чистой продукции.

Информированность в вопросах экологии должна стать неотъемлемой частью ежегодного плана деятельности компании.

Но эффективность в охране окружающей среды достигается не только с помощью технологических изменений, но и во взглядах на повседневную ра­боту и методах ее осуществления. Это означает отказ от чисто потребитель­ского подхода и следование традиционно здравому смыслу сокращения отхо­дов и загрязнения в их источнике, т.е. производственном процессе. Необхо­димо направлять все усилия на ликвидацию источника загрязнения, а не на борьбу с последствиями, с помощью дорогостоящих очистных сооружений мусоросжигающих заводов. Сочетание более жестких экологических стандар­тов, возрастающих требований потребителей и более острой конкуренции за­ставляет компании принимать на вооружение концепцию предупреждения за­грязнения. В странах - членах организации экономического сотрудничества и развития этому во многом способствует возрастающая стоимость ликвидации отходов: их утилизация обходится сейчас компаниям в среднем 380 долларов за 1 тонну; при переработке 1 тонны токсичных отходов цена подскакивает до

3000 - 10000 долларов. Опыт показал, что предупреждению загрязнения в ос­новном мешает недостаток информации, нежелание действовать в этом на­правлении и отсутствие стимулов. Компании могут предупреждать возникно­вение отходов и загрязнения, экономя таким образом ценные природные ре­сурсы, уменьшая расходы на переработку отходов, сокращая экологические издержки, повышая производительность труда и в итоге способствуя более рациональному использованию средств компании.

Различные методы предупреждения загрязнения можно разделить на четыре основные категории: рациональное хозяйствование, замена материа­лов, модернизация производства, рациональное потребление ресурсов.

Цель рационального хозяйствования - это основная задача управления. Например, надлежащая эксплуатация и регулярный ремонт оборудования мо­гут в значительной степени предотвратить утечку или перерасход материа­лов.

Выявление и ликвидация источников загрязнения затрагивают интересы как потребителя так и производителя. Например, во многих странах частично или полностью прекращено использование свинца, ртути, ДДТ, некоторых удобрений, фреонов, как единственное решение проблемы.

Каустическая сода использовалась для очистки старых двигателей от пригоревшего масла и сажи, причиняя вред здоровью рабочих, способство­вала возникновению большого количества вязких отходов. Небольшая канад­ская фирма по переработке автомобильных двигателей вместо соды внедри­ла двухступенчатый производственный метод, в процессе которого металли­ческие детали вначале обжигаются для удаления летучих масел и смазочного материала, а затем «бомбардируются» алюминиевыми частицами под боль­шим давлением. Атмосферные выбросы можно снизить, задерживая загряз­няющие вещества внутри производственного цикла и затем используя их по­вторно в этом или других производствах. Во многих компаниях уже созданы промышленные экосистемы, в которых отходы одного производства становят­ся сырьем для другого (нефтекомбинаты).

Можно выделить три причины, препятствующие предотвращению за­грязнения в промышленности: экономические, информационные и организа­ционные. Недостаток информационного обмена между компаниями о возмож­ных экологических последствиях их деятельности затрудняет оценку проектов по предотвращению загрязнения

Наиболее притягательным для бизнеса может стать рынок экологически чистого оборудования, технологий и услуг. Поэтому в глубокой проработке нуждаются не только схемы финансирования, но и вопросы гармоничного эколого-экономического развития регионов, условий функционирования неза­висимых экологических фондов и рынков информационных услуг.

Сегодняшняя конструкция индустриальной экосистемы не идеальна: вместо того, чтобы двигаться по замкнутому кругу подобно циклам природных экосистем, движение товаров и услуг в основном идет по линейному принци­пу.

Вторичное использование продукции во многих отраслях более эконо­мично, чем добыча и переработка сырья. Например, для выплавки стали из металлолома требуется электроэнергии на 47-74% меньше, чем из железной

руды, а уровень загрязнения атмосферного воздуха и воды снижается более чем на 75%.

Компании, стремящиеся перейти на выпуск боле чистой продукции, мо­гут выбрать различные пути решения этой задачи:

- исключение из производства или замены продукции;

- исключение или снижение содержания вредных компонентов;

-  внедрение более экологически чистых исходных материалов или про­цессов;

- уменьшение веса или объема;

- изготовление продукции в концентрированном виде;

- серийное производство;

- объединение функций нескольких производственных циклов;

- сокращение числа модификаций;

- увеличение жизненного цикла продукции;

- снижение объема упаковочного материала;

- повышение ремонтнопригодности;

-совершенствование продукции с целью ее повторного использования потребителем;

- обновление продукции.

Каждый анализ жизненного цикла продукции состоит из трех этапов:

1.оценка уровня энергопотребления, ресурсопотребления и выбросов на протяжении всего жизненного цикла;

2.оценка воздействия на окружающую среду;

3.план действий, направленный на то, чтобы сделать данный продукт более экологически чистым.

Но, так как анализ жизненного цикла является сравнительно новой кон­цепцией, то большинство компаний сегодня останавливаются на первом эта­пе.

Информация о работе Курс лекций по "Экологический менеджмент"