Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 07:22, курс лекций
Экологический менеджмент охватывает все проблемы и вопросы управления предприятием, связанные с охраной окружающей среды, т.е. вопросы, относящиеся к третьей группе. Важное значение при этом имеют требования, предъявляемые к экологическому менеджменту различными заинтересованными группами: профсоюзами, средствами массовой информации, партнерами по бизнесу и покупателями, которые все более становятся требовательными к экологическим характеристикам продукции или оказываемых услуг. Так формируется внешняя среда экологического управления, некоторые важные стороны которой, в том числе применяемые для регулирования деятельности предприятия, экологическое законодательство, стандарты, нормативы, порядок экологической сертификации и лицензирования, а также экологические налоги, платежи, фонды и т.д. не следует упускать из поля зрения.
Проблема создания более чистых технологий в течение многих лет находится в центре дискуссий по вопросам рационального ведения производства. После двух десятилетий работы методом проб и ошибок деловые правительственные круги и широкая общественность все больше осознают, что предотвращение загрязнения и сбережение природных ресурсов являются наиболее эффективными мерами охраны окружающей среды. Решая проблемы сбережения ресурсов, бизнес сегодня уделяет особое внимание экономии энергии и природного сырья. Для этого необходимо привлечь всех сотрудников, что дает системное внедрение программы регулирования, позволит получить прибыль и уменьшить вредное воздействие на окружающую среду.
Ресурсов одной компании может оказаться недостаточно для реализации экологически эффективного производства, в этом случае сотрудничество в сфере совместных предприятий является одним из лучших способов решения.
Процесс передачи технологий от одного предприятия к другому может быть упрощен при постоянном обучении рабочих и приспособлении существующих технологий к местным условиям, а также при тесном сотрудничестве с коммерсантами, заинтересованными инновациями.
Когда компания помогает своим поставщикам повысить качество продукции, то обе стороны оказываются в выигрыше. Особенно это характерно для переработки сельскохозяйственной продукции. Например, фермеры могут повысить качество продукции и увеличить доходы, если у них будут современные технологии и разумное финансирование.
Для того, чтобы стать эффективными компаниями следует:
учитывать источники поступления сырья и компонентов;
завоевать доверие к своей деятельности, для чего сотрудничать с экологическими организациями и населением;
способствовать формированию рынка путем новаторских решений в области охраны окружающей среды, заставляя, таким образом, своих конкурентов приспосабливаться к новым условиям.
Новый инструмент рационального ведения производства анализ жизненного цикла - позволяет подсчитать и сравнить объемы вредных выбросов в окружающую среду и затраты на производство различных видов продукции.
Сегодня огромные территории заняты под отходы жилищно-коммунального хозяйства и производства, их содержание обходится дороже, чем переработка твердых отходов как вторичного сырья. Эта проблема является общемировой. Например, подсчитано, что в населенных пунктах США до 60% твердых отходов, выбрасываемых на свалки, могли быть переработаны при наличии соответствующего оборудования в городских системах компостирования.
Использование мягких пакетов и картонных коробок способствует значительному сокращению отходов упаковки почти на 95% по сравнению с пластиковой.
Рециркуляция и многократное использование полиэтиленовых бутылок приносит минимальные выгоды, при этом увеличивается потребление чистой воды для их промывки и увеличивается объем сточных вод.
Значительные выгоды дает компостирование картонных упаковок, остатков пищи, дворового и садового мусора.
Анализ жизненного цикла продукции является эффективным средством внутреннего регулирования деятельности для определения потенциальных технологических и конструкторских улучшений. Анализ жизненного цикла является таким инструментом управления, который содействует осознанию потребителями важности экологических задач и позволяет менеджерам компаний розничной торговли принимать более экологически обоснованные решения.
Розничные операции могут быть прибыльными и экологически прогрессивными одновременно.
В 80-90х годах качественная чистка одежды с применением сильнодействующих химических соединений, влияющих на окружающую среду, стала одним из основных предметов обеспокоенности потребителей. Общественность все активнее выступает против загрязнения окружающей среды.
С 50х годов стали совершенствоваться моющие средства, на смену мыла пришли эффективные порошки и т.д., но одним из их компонентов стали фосфаты, столь же, как и асбест, фреоны, имеющие отрицательные воздействия на окружающую среду. После стирки, со сточными водами они попадают в водоемы и стимулируют рост водорослей, потребляющих О2 и убивающих речную флору и фауну (эутрофикация), что в конце 60х годов вызвало озабоченность у потребителей и производителей моющих средств.
Компании должны обладать новым мышлением и предвидением в решении экологических проблем, быть готовыми к изменениям традиционного ассортимента продукции, что бы удовлетворить новые запросы потребителей и доказать, что экологическая безопасность того или иного продукта достигнута не за счет ухудшения качества продукции.
Новаторские решения в области охраны окружающей среды могут поднять имидж компании и увеличить объемы продаж.
Предприятия розничной торговли могут оказаться очень полезны обществу, если возьмут на себя инициативу в стимулировании потребительского интереса к экологически чистой продукции.
Информированность в вопросах экологии должна стать неотъемлемой частью ежегодного плана деятельности компании.
Но эффективность в охране окружающей среды достигается не только с помощью технологических изменений, но и во взглядах на повседневную работу и методах ее осуществления. Это означает отказ от чисто потребительского подхода и следование традиционно здравому смыслу сокращения отходов и загрязнения в их источнике, т.е. производственном процессе. Необходимо направлять все усилия на ликвидацию источника загрязнения, а не на борьбу с последствиями, с помощью дорогостоящих очистных сооружений мусоросжигающих заводов. Сочетание более жестких экологических стандартов, возрастающих требований потребителей и более острой конкуренции заставляет компании принимать на вооружение концепцию предупреждения загрязнения. В странах - членах организации экономического сотрудничества и развития этому во многом способствует возрастающая стоимость ликвидации отходов: их утилизация обходится сейчас компаниям в среднем 380 долларов за 1 тонну; при переработке 1 тонны токсичных отходов цена подскакивает до
3000 - 10000 долларов. Опыт показал, что предупреждению загрязнения в основном мешает недостаток информации, нежелание действовать в этом направлении и отсутствие стимулов. Компании могут предупреждать возникновение отходов и загрязнения, экономя таким образом ценные природные ресурсы, уменьшая расходы на переработку отходов, сокращая экологические издержки, повышая производительность труда и в итоге способствуя более рациональному использованию средств компании.
Различные методы предупреждения загрязнения можно разделить на четыре основные категории: рациональное хозяйствование, замена материалов, модернизация производства, рациональное потребление ресурсов.
Цель рационального хозяйствования - это основная задача управления. Например, надлежащая эксплуатация и регулярный ремонт оборудования могут в значительной степени предотвратить утечку или перерасход материалов.
Выявление и ликвидация источников загрязнения затрагивают интересы как потребителя так и производителя. Например, во многих странах частично или полностью прекращено использование свинца, ртути, ДДТ, некоторых удобрений, фреонов, как единственное решение проблемы.
Каустическая сода использовалась для очистки старых двигателей от пригоревшего масла и сажи, причиняя вред здоровью рабочих, способствовала возникновению большого количества вязких отходов. Небольшая канадская фирма по переработке автомобильных двигателей вместо соды внедрила двухступенчатый производственный метод, в процессе которого металлические детали вначале обжигаются для удаления летучих масел и смазочного материала, а затем «бомбардируются» алюминиевыми частицами под большим давлением. Атмосферные выбросы можно снизить, задерживая загрязняющие вещества внутри производственного цикла и затем используя их повторно в этом или других производствах. Во многих компаниях уже созданы промышленные экосистемы, в которых отходы одного производства становятся сырьем для другого (нефтекомбинаты).
Можно выделить три причины, препятствующие предотвращению загрязнения в промышленности: экономические, информационные и организационные. Недостаток информационного обмена между компаниями о возможных экологических последствиях их деятельности затрудняет оценку проектов по предотвращению загрязнения
Наиболее притягательным для бизнеса может стать рынок экологически чистого оборудования, технологий и услуг. Поэтому в глубокой проработке нуждаются не только схемы финансирования, но и вопросы гармоничного эколого-экономического развития регионов, условий функционирования независимых экологических фондов и рынков информационных услуг.
Сегодняшняя конструкция индустриальной экосистемы не идеальна: вместо того, чтобы двигаться по замкнутому кругу подобно циклам природных экосистем, движение товаров и услуг в основном идет по линейному принципу.
Вторичное использование продукции во многих отраслях более экономично, чем добыча и переработка сырья. Например, для выплавки стали из металлолома требуется электроэнергии на 47-74% меньше, чем из железной
руды, а уровень загрязнения атмосферного воздуха и воды снижается более чем на 75%.
Компании, стремящиеся перейти на выпуск боле чистой продукции, могут выбрать различные пути решения этой задачи:
- исключение из производства или замены продукции;
- исключение или снижение содержания вредных компонентов;
- внедрение более экологически чистых исходных материалов или процессов;
- уменьшение веса или объема;
- изготовление продукции в концентрированном виде;
- серийное производство;
- объединение функций нескольких производственных циклов;
- сокращение числа модификаций;
- увеличение жизненного цикла продукции;
- снижение объема упаковочного материала;
- повышение ремонтнопригодности;
-совершенствование продукции с целью ее повторного использования потребителем;
- обновление продукции.
Каждый анализ жизненного цикла продукции состоит из трех этапов:
1.оценка уровня энергопотребления, ресурсопотребления и выбросов на протяжении всего жизненного цикла;
2.оценка воздействия на окружающую среду;
3.план действий, направленный на то, чтобы сделать данный продукт более экологически чистым.
Но, так как анализ жизненного цикла является сравнительно новой концепцией, то большинство компаний сегодня останавливаются на первом этапе.
Информация о работе Курс лекций по "Экологический менеджмент"