Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 07:22, курс лекций
Экологический менеджмент охватывает все проблемы и вопросы управления предприятием, связанные с охраной окружающей среды, т.е. вопросы, относящиеся к третьей группе. Важное значение при этом имеют требования, предъявляемые к экологическому менеджменту различными заинтересованными группами: профсоюзами, средствами массовой информации, партнерами по бизнесу и покупателями, которые все более становятся требовательными к экологическим характеристикам продукции или оказываемых услуг. Так формируется внешняя среда экологического управления, некоторые важные стороны которой, в том числе применяемые для регулирования деятельности предприятия, экологическое законодательство, стандарты, нормативы, порядок экологической сертификации и лицензирования, а также экологические налоги, платежи, фонды и т.д. не следует упускать из поля зрения.
Тема 20. Расширенная модель конкурентных стратегий
В современных условиях экологическая проблематика представлена моделью конкурентных стратегий Портера.
Экологическая проблема в экологической стратегии должна быть представлена всегда, по крайней мере формально, наравне с элементами стратегии повышения конкурентоспособности (конкурентной стратегией). Согласно расширенному подходу Портера экологическая стратегия имеет три составляющие: экология, затраты и дифференциация.
Область интересов экологической стратегии распространяется не только на предприятие как таковое, но и на общий экологический жизненный цикл продукта. Тем самым экологические стратегии служат достижению конкурентных преимуществ, необходимых для обеспечения долгосрочного функционирования предприятия, при максимально возможном снижении экологических проблем на протяжении всего экологического жизненного цикла продукта (т.е. жизненного цикла продукта, оцененного с точки зрения охраны окружающей среды).
Три равноправные составляющие экологической стратегии демонстрируют интегрированный характер экономико-экологической оптимизации. Экология как составляющая стратегий обозначает нагрузку на окружающую природную среду, инициируемую продуктом на всем протекании его экологического жизненного цикла. Издержки означают производственные затраты на единицу продукции. Чем дальше от центра, тем меньше затраты и выше конкурентные преимущества. Дифференциация обозначает степень неповторимости (исключительности) продукта (это признаки экологичности). Чем дальше от центра, тем больше дополнительные выгоды, а, следовательно, и конкретные преимущества.
Интегрированный учет всех трех категорий предполагает знание соответствующих связей между ними. Взаимосвязь затрат и дифференциации по первоначальной концепции Портера чаще всего рассматривалось противоположно. В его «Стратегии повышения конкурентоспособности предприятия» целью ставилось достижение долгосрочных конкурентных преимуществ с помощью преимуществ в издержках производства или дифференциации.
В конце 80-х годов фирмы придерживались стратегии поддержания существующего уже высокого уровня эффективности одной из двух основных составляющих конкурентных преимуществ (или полезности продукта, или низкого уровня затрат на его производство) при одновременном повышении эффективности другой составляющей. Однако, с современных позиций ориентация только па двух составляющих конкурентоспособности в большинстве случаев недостаточно для успеха.
Существовало устойчивое представление, что экологически сознательное поведение фирмы связано с повышенными затратами. Такой подход к затратам на охрану окружающей среды стал следствием доминирования до середины 80-х годов технологий «конца трубы», т.е. решения экологических проблем на предприятии путем установки различных фильтров, очистных сооружений и т.д.
Экологические проблемы могут решаться и за счет снижения потребления материалов и энергии на единицу продукции, т.е. одновременно с экономией на затратах. К преимуществам может привести и улучшение экологических качеств продукции, но при условии, если потребитель восприимчив к изменению экологических характеристик товара.
Разработка экологической стратегии предполагает наличие специфических знаний о взаимосвязях между составляющими се элементами. Воздействие на одну из составляющих вызывает многочисленные изменения по меньшей мере в одной из двух составляющих. Поэтому экологическая стратегия должна развиваться с учетом поддержания определенного баланса между ее элементами.
При разработке экологической стратегии также важно учитывать, что временные и пространственные рамки ее воздействия на окружающую природную среду часто размыты и не могут быть зафиксированы с точки зрения краткосрочного результата. Кроме того, экологическая стратегия должна разрабатываться с учетом требований всех заинтересованных групп и при участи персонала всех уровней управления.
Основные положения экологической стратегии предприятия должны быть специфическими для каждой конкретной организации. Поэтому желательно, чтобы каждая организация сама формировала свою экологическую политику, исходя из особенностей бизнеса и собственной организационной структуры, а не заимствовала готовые шаблоны. Тем не менее, есть и общие компоненты: методы минимизации влияния на окружающую среду, соответствие законодательству, управление уровнем загрязнения, эффективность использования энергии, экологическое обучение, транспортная стратегия и т.д.
Информация о работе Курс лекций по "Экологический менеджмент"