Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 07:22, курс лекций
Экологический менеджмент охватывает все проблемы и вопросы управления предприятием, связанные с охраной окружающей среды, т.е. вопросы, относящиеся к третьей группе. Важное значение при этом имеют требования, предъявляемые к экологическому менеджменту различными заинтересованными группами: профсоюзами, средствами массовой информации, партнерами по бизнесу и покупателями, которые все более становятся требовательными к экологическим характеристикам продукции или оказываемых услуг. Так формируется внешняя среда экологического управления, некоторые важные стороны которой, в том числе применяемые для регулирования деятельности предприятия, экологическое законодательство, стандарты, нормативы, порядок экологической сертификации и лицензирования, а также экологические налоги, платежи, фонды и т.д. не следует упускать из поля зрения.
Национальные усилия в природоохранной деятельности и управлении экологической безопасностью любого государства приносит результаты тогда, когда согласуются с международными мерами в этой области, т. к. природа Земли одна, её законы всеобщи.
Осознание объединения усилий мирового сообщества для решений глобальных экологических задач происходило постепенно, по мере по мере нарастания экологического кризиса.
Глобальный характер природопользования обуславливает необходимость совместных действий государств по решению экологических проблем на основе международного опыта и характера международных экологических отношений.
Международное экологическое сотрудничество стало реальностью в 20 веке.
Общепринято выделять три периода его становления:
Первый с 1913 по 1948г.;
Второй с 1948 по 1958г.;
Третий с 1968 г. по настоящее время.
Начало первого периода положила Международная конференция в 1913 г. в Берне (Швеция), она была посвящена международной охране и в ней принимали участие ученные 18 стран, в том числе и из России. Конференция носила организационный и информационный характер и лишь наметила развитие пути охраны природы.
В 1923 г. В Париже состоялся первый Международный конгресс по охране природы, а в 1928 г. в Брюсселе (Бельгия) было отрыто Международное бюро защиты природы. Однако функции его были ограничены лишь сбором информации о природоохранных законодательствах, составление справочников о национальных парках и заповедниках.
В то время проблема охраны природы не была так остра и не рассматривалась в качестве одной из приоритетных задач человечества.
Второй период в развитии международного сотрудничества в области охраны природы начался с 1948 г.
С этого времени международное экологическое сотрудничество неразрывно связано с ООН, которая была создана в 1945, а 1951г. в Сан-Франциско 51 государством был подписан её Устав. На 1 - е января 1994 года в ООН входят 179 государств. В 1958 на основе предыдущих природоохранных структур был сформирован Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
Во втором периоде активное участие стали принимать такие органы ООН, как ЮНЕСКО (по науке и культуре), ВОЗ, МАГАТЭ, ВМО и др. Но охрана природы по прежнему рассматривалась как частная проблема, которую можно решить в рамках отдельного государства, в большинстве которых финансирование в этой области проводилось по остаточному признаку.
Всеобщее осознание глобальности экологических проблем пришло в конце 60-х годов 20 века. В июне 1972 года в Стокгольме (Швеция) состоялась конференция ООН по окружающей среде. В её работе участвовали представители 113 стран. Конференция приняла Декларацию по окружающей среде и план мероприятий. На Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1972 года был учреждён Совет управляющих ЮНЕП и секретариат с центром в Найроби (Кения).
Основные положения Декларации гласили: развитие страны должен финансировать ООС в развивающихся странах; природные ресурсы Земли должны быть сохранены не только сегодняшними, но и будущими поколениями, испытание ядерного оружия должно быть запрещено, каждый человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия ОС и др.
В последние три десятилетия в экологизации международной политики немаловажную роль играют Международные конференции, съезды, разработка и принятие различного рода природоохранных конвенций, планов и программ. Россия подписала более 80 международных соглашений, договоров к конвенции.
По инициативе ООН в июне 1992 года Рио-де-Жанейро прошла международная конференция по окружающей среде и развитию. Она продолжила дело, начатое в Стокгольме в 1972 году и приняла ряд основных документов, развивающих дело начатое 20 лет назад. Была принята повестка дня на 21 век, включающая 4 ресурса:
Социальные и экологические аспекты;
Сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития;
Укрепление роли основных групп населения;
Средства их осуществления.
Важнейшим вопросом этого форума стало дальнейшее развитие понимания связи международных экономических и экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития.
Были приняты конвенции о биоразнообразии и об изменении климата; приняты вопросы о сохранении лесов, как одного из важнейших компонентов материковых экосистем. В Рио было подчёркнуто, что решить экономические проблемы без решения социально-экологических невозможно, поэтому широкое признание получили принципы устойчивого развития:
экономическое развитие в отрыве от экологии ведёт к превращению планеты в пустыню;
упор на экологию без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость;
право на действие без экологии открывает путь коллективному и равно касающихся самоуничтожению.
(1/4 населения проживает в экономически развитых странах и пытается решить экологические проблемы за счет торможения экономического развития стран третьего мира.)
Исходя из идеологии устойчивого развития, во многих странах стало распространяться государственное регулирование деятельности экономических структур в области природопользования и области ООС с применением различных форм экономических рычагов.
Для обеспечения гарантированного условия гарантированной природоохранной деятельности, соответствующего международным требованиям национального законодательства, необходимы, построение по определённым принципам, структурированные системы управления ООС, интегрированные в общую административную систему управления. Такие системы должны обеспечивать устойчивое развитие предприятий с точки зрения воздействия на ОС, в то же время стимулирующие его экономическое благополучие и конкурентоспособность. Такой системой является экономический менеджмент, возникший в системе управления на предприятиях в середине 90-х годов. Нормативную базу экологического менеджмента составляет совокупность международных стандартов ИСО серии 14000.
Первые стандарты Э/М были подготовлены и выпущены Британским институтом стандартизации в соответствии с запросом Британской конфедерации промышленности в 1990г. (стандарт в области Э/М BS 7750). Данный стандарт не предписывал и не определял требований к природоохранной деятельности предприятия, но содержал рекомендации, полезные для создания эффективной системы Э/М и для развития инициативного э/аудрования. В 1993г. в Европейском Сообществе были выпущены практические рекомендации по внедрению «схемы экоменеджмента и экоаудирования». С 1995г. европейские предприятия получили возможность быть сертифицированными в соответствии с требованиями этой схемы.
В результате Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и на основании резолюции Встречи на высшем уровне по ОС и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992г., было принято решение о разработке международных стандартов серии ИСО 14000, для чего был создан специальный Технический комитет 207 (ТС 207)
Международной организации стандартизации (ИСО). Система стандартов ИСО 14000 ориентированна не на количественные параметры (объём выбросов, концентрация веществ и т.д.) и не на технологии (требования использовать или не использовать определённые технологии). Основным предметом ИСО 14000 является система экол/менедж.
Единственным стандартом в серии ИСО 14000, на соответствие которому осуществляется сертификация, является стандарт 14001. Остальные стандарты -сопутствующие, конкретизирующие требования стандарта ИСО 14001, содействующие реализации системы Э/М на предприятии и поясняющие механику внедрения её отдельных элементов.
В 1998г. РФ был принят в качестве государственных стандартов ГОСТ Р ИСО 14000 ряд документов, однако понятие системы экологического менеджмента заменено термином «система управления ОС».
Стандарты серии ISO 14000
| Принципы экологического менеджмента | Принят в РФ- |
ISO 14001 | Системы экологического менеджмента (EMS) - спецификации и руководство по использованию (предмет формальной сертификации на соответствие) | + |
ISQ 1400; | JEMS,— Общие руководство по принципам, системам и методам | + |
ISO 1400 | Руководство по определению «начального уровня» экологической эффективности предприятия. Используется перед созданием формальной системы экологического менеджмента |
|
Инструменты экологического контроля и оценки. | ||
ISO 14010 | Руководство по экологическому аудиту - Общие принципы экологического аудита | + |
ISO 14011 | Руководство по экологическому аудиту - Процедуры аудита - Аудит систем экологического менеджмента | + |
ISO 14012, | Руководство по экологическому аудиту — Критерии квалификации экологических аудиторов. | + |
ISO 14031 | Руководство по оценке экологических показателей деятельности организации |
|
| Стандарты, ориентированные на продукцию |
|
ISO 14020 (Серия документов) | Принципы экологической маркировки продукции. | + |
IS О 14040 (Серия документов) | Методология «оценки жизненного цикла» - оценки экологического воздействия; связанного с продукцией, на всех стадиях ее жизненного цикла | + |
ISO 14050 | Глоссарий | + |
ISO 14060 | Руководство по учету экологических аспект в стандартах на продукцию |
|
Стандарты серии ИСО 14000 применимы к организациям всех типов и размеров (фирма, предприятие, орган власти, государственные или частные и т.д.)
Стандарты ИСО 14001 предназначены для формирования экологической политики и целевых экологических показателей организации с учетом положений законодательства; серия 14001 применима к тем экологическим аспектам, которыми предприятие может управлять и на которые оно предположительно может оказывать влияние.
Основной целью стандарта ИСО 14001 является содействие предприятиям в создании системы управления природоохранной деятельностью, сбалансированной с их экономическими интересами. Стандарт ИСО 14001 содержит положения, не только устанавливающее требования к сертификации, но и самостоятельному заявлению организации о своём соответствии стандартом серии ИСО 14001 в управлении ОС.
Система э/м подразумевает под собой постоянный процесс улучшения: определение э/политики, планирования, реализации, оценки изменений, контроль, анализ, корректировка планирования и т.д.
Реализация указанной модели позволяет организации решать следующие конкретные задачи: выявлять э/аспекты с учетом прошлой, текущей или планируемой деятельности, Идентифицировать нормативно-правовые требования;
Устанавливать экологическую политику и разрабатывать структуры и программы внедрения, а так же обеспечивать способности системы адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
В методологическом отношении структура серии ИСО 14000 основана на подходах, принятых в более ранних международных стандартах по системам управления качеством (ИСО9000). Эта система применяется во многих странах более 10 лет; в СССР с 1988г., а в РФ с 1996г. - ГОСТ Р ИСО 9003 - 96 и новая версия с 2001г. - ГОСТ Р ИСО 9001 - 2001 «системы менеджмента качества. Требования». Успешное применение стандартов по системам качества с точки зрения достижения поставленной цели по существу стало основным импульсом к разработке стандартов ИСО серии 14000.
Общим принципом управления, как качеством, так и охраной ОС, в соответствии с международными стандартами ИСО является непрерывное улучшение. Оно основано на известном цикле РДСА, предложенном Демингом (США) для демонстрации деятельности по достижению целей организации, включающем 4 этапа: планирование (Р), выполнение работ - действие (Д), контроль результатов (С) и координация действия (А). В стандартах серии 9000 этот цикл представлен в виде т.н. «петли качества», которая определяется как модуль взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях создания продукции от определения потребностей до оценки их удовлетворения. В стандартах серии ИСО 14000 эта последовательность практически неизменная, представленная в виде спирали с вектором на постоянное улучшение и с добавлением положений по ответственности и функциям высшего руководства организации на начальном и заключительном этапах.
Инструментарий системы управления качеством т.ж почти полностью применим к системам управления ООС.
Управление качеством уже предусматривает соблюдения определенных экологических требований.
Экологические показатели входят в номенклатуру качества продукции, определяемой уровнем её экологической чистоты и э/безопасности, содержанием или выделением опасных веществ.
К основным этапам проведения оценки экологичности продукции относятся: сбор и анализ необходимой информации, определение видов и направлений воздействия этой продукции на ОС, подготовка данных для прогнозирования изменений ОС, оценка э/последствий в результате выпуска планируемого объема продукции, обобщение и реализация результатов оценки.
Для проведения оценки используют информацию об области применения продукции, её эксплуатационные характеристики, состав и эксплуатационные характеристики исходных материалов; состояние ОС в регионах производства и её предполагаемого потребления. Учитываются характер действия (прямое, косвенное, кумулятивное), длительность действия (кратковременное, периодическое, непрерывное и т.д.), уровень опасности. Методы входного контроля сырья и материалов, используемые в системах управления качеством, применимы для составления производственного экобаланса в системе управления ООС при учете материальных потоков и контроль продукции на «входе - выходе».
Применение международных стандартов по системам управления ОС получает все большее распространение во многих странах мира. Хотя сертификация на соответствие стандарту ИСО14001 является добровольной, в настоящее время более чем в 90 странах мира выдано более 20 тыс. сертификатов соответствия стандарту ИСО 14001, это в странах Европы, Японии, США, Китае, Индии, Корее, Австралии, Швейцарии, Объединенных Арабских Эмиратах.
Переход на рыночные отношения в экономике России, ориентация на внешние рынки определяет актуальность внедрения стандартов ИСО 14000. В отечественной практике отсутствие сертификата стандартов ИСО 14001 и 14004 осложняет получение инвестиций и кредитов (особенно иностранных), приобретение лицензий и т. д.
Информация о работе Курс лекций по "Экологический менеджмент"