Курс лекций по "Экологический менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 07:22, курс лекций

Описание работы

Экологический менеджмент охватывает все проблемы и вопросы управления предприятием, связанные с охраной окружающей среды, т.е. вопросы, относящиеся к третьей группе. Важное значение при этом имеют требования, предъявляемые к экологическому менеджменту различными заинтересованными группами: профсоюзами, средствами массовой информации, партнерами по бизнесу и покупателями, которые все более становятся требовательными к экологическим характеристикам продукции или оказываемых услуг. Так формируется внешняя среда экологического управления, некоторые важные стороны которой, в том числе применяемые для регулирования деятельности предприятия, экологическое законодательство, стандарты, нормативы, порядок экологической сертификации и лицензирования, а также экологические налоги, платежи, фонды и т.д. не следует упускать из поля зрения.

Файлы: 26 файлов

15.

— 30.00 Кб (Скачать файл)

19.

— 27.50 Кб (Скачать файл)

Тема 19. Базисные стратегии фирмы

К базисным стратегиям фирмы относят:

-           стратегию достаточности - добровольное ограничение потребления и соответствующее изменение стиля жизни;

-           стратегию эффективности - существенное увеличение коэффициента полезного действия всех технологических процессов;

-           стратегию консистенции - развитие кругооборота вещественных потоков в соответствии с ассимиляционным потенциалом природы.

Путь к реализации этих стратегий связан, в свою очередь, с ориентацией экономических стратегий предприятия на принципы:

-           дематериализации - значительное сокращение потребления ресурсов на базе осуществления циркулярности в экологических процессах;

-           снижение энергетических затрат;

-           регионализации - использование локальных ресурсов, локальных потенциалов регионов, создание региональных согласованных систем производства, переработки отходов и их вторичного использования;

-           адаптации - согласование темпов экономического развития со скоростью и ритмами эволюции экологических систем.

Приоритетами экологических, базисных, стратегий фирмы могут быть также снижение объемов потребляемых сырья и материалов, улучшениие коммуникации фирмы с общественностью и деловыми партнерами, снижение определенных видов выбросов.

Исходной точкой для установления приоритетов производственной эко-стратегии является направленность усилий фирмы на четыре поля экологических действий - продукт, производство, сотрудников и коммуникации.

В центре производственного анализа находятся сокращение нагрузки на окружающую природную среду путем уменьшения производственных эмиссий и экономия используемых ресурсов. В области продукта внимание концентрируется на уменьшении отрицательного воздействия на окружающую природную среду непосредственно продуктом на протяжении всего его жизненного цикла. Предприятие может использовать также различные стратегии коммуникаций, посредством которых осуществляется коммуникация и обратная связь по проблемам и действиям в сфере охраны окружающей среды как внутри предприятия, так и вне его.

Решение в отношении экологических стратегий предприятия должно приниматься исходя из двух перспектив. С одной стороны, необходимо исследовать экологическое содержание производственных стратегических программ и дополнять их экологическими стратегиями. С другой стороны нужно создать и использовать стратегический экологический потенциал. Центральным пунктом экологической стратегии должно являться постоянное оптимальное использование и увеличение точек соприкосновения между экономикой и охраной окружающей среды.

Экологическая стратегия фирмы:

Экологическая стратегия является одним из центральных элементов менеджмента. Она представляет собой связующее звено между нормативной экологической политикой и оперативными экологическими программами.

Задачи экологической стратегии: стратегический менеджмент в качестве основной имеет задачу обеспечить долгосрочную конкурентоспособность фирмы посредством укрепления существующего и формирования нового потенциала эффективности: имидж, компетенция, доля рынка и т.д.

Базисные стратегии фирмы направлены сегодня на снижение затрат повышения качества продукции, лидерство в скорости поставок и скорости реагирования на изменения требований рынка. В последние годы наблюдается значительное расширение круга традиционных экономических и технических факторов, воздействующих на фирму вследствие возрастания значения экологических и общественных компонентов. Только те фирмы, которые своевременно реагируют на подобные изменения, имеют шансы на перспективу.

Информация о работе Курс лекций по "Экологический менеджмент"