Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 07:22, курс лекций
Экологический менеджмент охватывает все проблемы и вопросы управления предприятием, связанные с охраной окружающей среды, т.е. вопросы, относящиеся к третьей группе. Важное значение при этом имеют требования, предъявляемые к экологическому менеджменту различными заинтересованными группами: профсоюзами, средствами массовой информации, партнерами по бизнесу и покупателями, которые все более становятся требовательными к экологическим характеристикам продукции или оказываемых услуг. Так формируется внешняя среда экологического управления, некоторые важные стороны которой, в том числе применяемые для регулирования деятельности предприятия, экологическое законодательство, стандарты, нормативы, порядок экологической сертификации и лицензирования, а также экологические налоги, платежи, фонды и т.д. не следует упускать из поля зрения.
Возникновение системы экологического менеджмента на предприятии во многом объясняется усложнением условий существования человека в современном мире, появление трудностей, проблем, убеждений, с которыми сталкиваются в повседневной жизни люди, фирмы и целые сообщества. Среди этих проблем: чрезвычайная ситуации с отходами, транспортный тромб, загрязнение воды и воздуха, обострение экологического сознания людей, возникновение новых технологических рынков и т.д.
Осмысление отношений людей к экологическим последствиям хозяйственной деятельности пробуждает потребность в создании новых фирм с экологической ориентацией и в соответственной реорганизации традиционно функционирующих предприятий, которые:
показывают целостно имидж фирмы, проявляющей экологическую ответственность;
выпускают экологически чистую продукцию (легковые автомобили с катализаторами);
используют экологически безопасные материалы и сырье;
применяют экологически чистые технологии;
вводят экологический аудит и системы экологического менеджмента.
Новая роль фирмы в современном мире осознается многими предпринимателями. Например, в принятом еще в 1989 году в Тутцикгском заявлении ведущих представителей немецкой экономики подчеркивалось, что экологическая политика предприятия является вкладом в обеспечение будущего окружающей среды и предприятия, она должна быть основана на доверии внутри и за пределами предприятия, вовлекать сотрудников и являться частью собственной предпринимательской ответственности в социальном рыночном хозяйстве.
Игнорирование экологической политики может привести к закрытию предприятия или отдельных его цехов.
Предприятие и экологические проблемы в научном понимании:
Экономика предприятия и научный менеджмент понимаются, обычно, как науки, описывающие, объясняющие и формирующие хозяйственные процессы и явления. Эти процессы и явления охватывают все вопросы принятия решений о доходах, издержках, шансах и рисках внутри предприятия и вне его.
Менеджмент, как функция и как институт, в большей мере изучает вопросы создания и усовершенствования систем управления предприятием и его главных функций: планирование организации и кадровой политики, управления и контроля. В особенности менеджмент должен учитывать все аспекты человеческой деятельности внутри предприятия и при его взаимодействии с внешней средой.
Функции управления традиционно делятся по срокам и перспективам внутри фирменных мероприятий на стратегический, тактический и оперативный менеджмент и из соответствующего деления менеджмента как института на менеджмент высшего, среднего и низшего звена.
Отправной функцией менеджмента является планирование. В фазе планирования особое значение придается формированию с авторизированной руководством предприятия политикой менеджмента стратегических целей и нахождению стратегий. Здесь определяются не только цели предприятия, но и его отношения к различным заинтересованным группам, а именно: к собственникам уставного капитала, наблюдательному совету, руководству предприятия, кредиторам, наемным работникам и профсоюзам, клиентам, поставщикам, коммунальным, региональным и общегосударственным группам интересов и органам, а также страховым организациям и потребителям.
Собственник капитала в известной мере вынужден учитывать интересы всех остальных групп, в том числе и экологически ориентированных.
Банки и страховые фирмы обычно заинтересованы в том, чтобы организация имела наименьшее количество рисков, связанных с возможностью нанесения ущерба окружающей среде, поскольку в случае наступления такого ущерба они могут лишиться своих доходов. Поставщики также заинтересованы в хорошем деловом имидже своих клиентов. Наемные работники хотят быть уверены в гарантии рабочих мест, хороших заработков, в добром имени фирмы, а также застраховаться от рисков, угрожающих их карьере.
Уровень экологического сознания во все большей мере формируется посредством достаточно субъективного обмена информацией, а не вследствие объективного опыта отдельных людей. Отношение представителей заинтересованных групп предприятия к экологическим проблемам совместно с системой хозяйствования приводит к выработке новых инструментов экологической политики, открытию новых рынков и переосмыслению потенциальных шансов и рисков фирмы.
В конечном счете экологические цели в той или иной мере состоят в предотвращении загрязнения окружающей среды и уменьшении использования естественных ресурсов (земельных, водных, фауны, флоры и т.д.)
В процессе разработки политики и стратегии предприятия находится компромисс между экономическими, экологическими и другими целями.
Информация о работе Курс лекций по "Экологический менеджмент"