Курс лекций по "Экологический менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 07:22, курс лекций

Описание работы

Экологический менеджмент охватывает все проблемы и вопросы управления предприятием, связанные с охраной окружающей среды, т.е. вопросы, относящиеся к третьей группе. Важное значение при этом имеют требования, предъявляемые к экологическому менеджменту различными заинтересованными группами: профсоюзами, средствами массовой информации, партнерами по бизнесу и покупателями, которые все более становятся требовательными к экологическим характеристикам продукции или оказываемых услуг. Так формируется внешняя среда экологического управления, некоторые важные стороны которой, в том числе применяемые для регулирования деятельности предприятия, экологическое законодательство, стандарты, нормативы, порядок экологической сертификации и лицензирования, а также экологические налоги, платежи, фонды и т.д. не следует упускать из поля зрения.

Файлы: 26 файлов

13.

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Система ресурсных и эмиссионных платежей в России.

В России действует весьма разветвленная система платежей за пользование природными ресурсами, их состав и порядок применения уточняются по мере обобщения накопленного опыта, а также с учетом международной практики. Для субъектов хозяйственной деятельности (физических и юридических лиц) платным является пользование всеми основными природными ресурсами: земельными, лесными, водными, объектами животного мира и месторождениями полезных ископаемых.

Плата за пользование землей имеет налоговую форму и взимается в виде земельного налога, а в случае оформления договора аренды - арендной платы. Ставка земельного налога является единой независимо от того, находится ли земельный участок в пользовании, владении или собственности. Средства от земельного налога поступают в бюджет с учетом относительно высокого уровня ставок, особенно городских земель. Земельный налог выполняет и стимулирующие функции, способствуя рационализации землепользования.

Для сельхозугодий ставки земельного налога дифференцируются в зависимости от их вида (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища), кадастровой оценки и местоположения земельного участка.

Уровень земельного налога периодически индексируется.

50% земельного налога поступает в местный бюджет, 30% в федеральный бюджет на повышение плодородия почв и ведение земельного кадастра; 20% на землеустройство, мониторинг, охрану земель, освоение новых территорий.

Платежи за право пользования недрами устанавливаются в зависимости от экологической оценки и качества месторождений полезных ископаемых и определяются как процентная доля от стоимости добытого минерального сырья (валовой выручки). Эта процентная доля дифференцируется. Для нефтяных компаний она составляет от 6 до 16%, при среднем уровне 8%. Величина платежей закрепляется в лицензионном договоре.

Плата поступает в бюджеты различного уровня. Например: за песок, торф, глину и другое строительное сырье - 100% в местный бюджет. При добыче нераспространенных природных ресурсов 25% - в федеральный бюджет, 25% - в субъекты РФ (т.е. край, республику) и 50% -в местный бюджет.

На отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками предусмотрено введение акцизов. Это на нефть и газ. Впервые акциз на газ в России ввели в 1993 году в размере 15% от стоимости реализованного газа. С 1 сентября 1995 года налоговую ставку на газ подняли до 30%.

Платежи за пользование лесным фондом в соответствии с лесным кодексом РФ имеют две основные разновидности:

1)  лесные подати; 2) арендная плата.

Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - в случае их аренды. В России пока преобладают среднесрочные договоры аренды на срок до 5 лет, что не создает заинтересованности в проведении арендаторами лесовосстановительных мероприятий. Ставки лесных податей устанавливаются либо за единицу лесного ресурса, либо (по отдельным видам лесопользования) - за га находящихся в пользовании участков лесного фонда. Платежам за лесной фонд не придан статус целевых средств и они зачастую используются не по назначению, что ведет к хроническому недофинансированию лесоохранных и лесовосстановительных работ.

Одним из направлений налоговой реформы, реализуемой в России является увеличение поступлений в бюджет платежей за природные ресурсы. Этим целям служит введение новых платежей.  Так,  с   1998  года,  введены  платежи  за животный  мир,  расширен  перечень ранее применяющихся платежей за воду. В настоящее время плата взимается за:

     забор воды из водных объектов;

     удовлетворение потребностей в воде гидроэнергетики;

     использование    акватории    водных    объектов    для    лесосплава,    добычи    полезных ископаемых,     организованной     рекреации,     размещения     плавательных     средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для проведения буровых, строительных и иных работ;

     осуществление сброса сточных вод в водные объекты.

При этом минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами устанавливаются централизованно Правительством РФ.

Например, в настоящее время за забор из поверхностных источников 1 тыс. м3 воды минимальные и максимальные ставки составляют 30-176 руб. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг). Установлены лимиты водопользования (месячные, годовые) и при их превышении ставка платы увеличивается в 5 раз.

Пользование водными объектами, как и недрами, осуществляется на основе лицензионного договора. При его отсутствии ставка платежей также увеличивается в 5 раз.

Платежи за пользование водой зачисляются в бюджет субъектов - 60% и бюджет РФ - 40%. В России осуществляются платежи и за загрязнение окружающей природной среды:

     за  выброс   в   атмосферу  загрязняющих   веществ   от  стационарных   и   передвижных источников;

     сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

     размещение отходов.

Для решения неотложных природоохранных задач по восстановлению потерь в окружающей природной среде и компенсации причиненного природной среде вреда в РФ образуются экологические фонды. Их задачами являются:

     мобилизация средств на природоохранные мероприятия и программы;

     экологическое стимулирование бережного и эффективного использования природных ресурсов, внедрение экологически чистых технологий.

 

15.

— 30.00 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Курс лекций по "Экологический менеджмент"