Курс лекций по "Экологический менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 07:22, курс лекций

Описание работы

Экологический менеджмент охватывает все проблемы и вопросы управления предприятием, связанные с охраной окружающей среды, т.е. вопросы, относящиеся к третьей группе. Важное значение при этом имеют требования, предъявляемые к экологическому менеджменту различными заинтересованными группами: профсоюзами, средствами массовой информации, партнерами по бизнесу и покупателями, которые все более становятся требовательными к экологическим характеристикам продукции или оказываемых услуг. Так формируется внешняя среда экологического управления, некоторые важные стороны которой, в том числе применяемые для регулирования деятельности предприятия, экологическое законодательство, стандарты, нормативы, порядок экологической сертификации и лицензирования, а также экологические налоги, платежи, фонды и т.д. не следует упускать из поля зрения.

Файлы: 26 файлов

15.

— 30.00 Кб (Скачать файл)

3.

— 46.00 Кб (Скачать файл)

Политико-правовые рамочные условия экологического менеджмента: общие тенденции.

Эколого-правовую ответственность представляет комплексный институт экологического права, выполняющий основные функции: стимулирующую, принуждающую, компенсационную.

Стимулирующая и принудительная функции обязывают соблюдать нормы права и выполнять эколого-правовые предписания.

Компенсационная направлена на возмещение потерь в природной среде и восстановление здоровья человека.

Институт эколого-правовой ответственности состоит из двух частей:

     первая объединяет правоотношения, возникающие по факту нарушения эколого-правовых норм (земельные, водные, лесные, по охране атмосферного воздуха, животного мира и т.д.);

     вторая объединяет правоотношения по применяемым санкциям за эти правонарушения (уголовные, административные, гражданско-правовые, дисциплинарные и т.д.). Эти две части существуют в единстве.

Все экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Экологические проступки - это невыполнение планов мероприятий, нарушение нормативов, несоблюдение требований.

Экологические преступления - это общественно опасные деяния, посягающие на установленный в стране правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей природной среде.

Международные принципы охраны окружающей среды, зафиксированные в решениях международных конвенций, договорах и программах, оказывают непосредственное влияние на формирование национальной экологической политики и методы экологического регулирования деятельности предприятий. Например, в странах Евросоюза, государство стремится реализовать следующие основные принципы в мерах по охране окружающей среды:

     принцип предосторожности (профилактики) означающий, что мероприятия должны быть направлены на избежание нанесения ущерба окружающей среде в настоящем и будущем;

     принцип материальной ответственности лица, деятельность которого привела к возникновению ущерба для окружающей среды (принцип: загрязнитель - платит);

     принцип кооперации, означающий совместную организацию и проведение природоохранных мероприятий рыночными партнерами и заинтересованными группами.

Формы и инструменты влияния национального государства и общества в целом на деятельность предприятия, связанную с охраной окружающей среды, а также ее загрязнением, как и ресурсосбережением можно подразделить на:

     неформальное (морально-этическое, политическое) влияние со стороны партий и ведомств;

     административно-правовые инструменты стимулирования;

     экономические инструменты стимулирования (например, установление компенсационных выплат, налоговые льготы, субсидии и т.д.).

При этом усилия административно-управленческого аппарата направляются на поощрение такого общественного климата, который положительно рассматривает природоохранную деятельность. Например, в ФРГ, вслед за успехами партии «зеленых» на выборах, практически все партии Германии в своих про граммах перенесли акцент на экологические аспекты.

На общенациональном уровне, особенно в развитых странах, необходима разработка такого законодательства, которое не только защищает отечественную экономику, но и способствует охране окружающей среды во всем мире, включая развивающиеся страны. Это даст преимуществу в системе международной торговли.

Современному законодательству по охране окружающей среды свойственны следующие основные тенденции:

     стремление к объединению национальных политик в области охраны окружающей среды;

     в соответствии с принципом материальной ответственности лица, деятельность которого привела к нанесению ущерба окружающей среде - ответственность несет виновник этого ущерба.

Например, если отвечающая нормативным требованиям эксплуатация оборудования повлекла за собой экологический ущерб, то ответственность должен нести производитель этого оборудования;

     реализации принципа предосторожности во все большей мере отвечает проведение экологического аудита, включая аудит в целях сплошной проверки работы всей системы экологического менеджмента.

Плотная сеть законов и предписаний регулирует вопросы охраны окружающей среды на предприятиях Германии - их законодательство одно из самых совершенных в Евросоюзе. В нем можно выделить следующие части:

1. Закон о защите окружающей среды от вредного воздействия - это обширный механизм законодательного регулирования отрицательного воздействия на окружающую среду и его предупреждение. Сюда же относится строгий механизм санкционирования особо опасных установок, оборудования и т.д. Нередко к этому процессу подключается общественность.

2. Закон, регулирующий образование и ликвидацию отходов - это детальный механизм регулирования всех вопросов по возникновению и обработке отходов. Производитель должен избегать образование отходов или переработать их перед ликвидацией. Особенно жесткие правила к производителям и продавцам потребительских товаров: они отвечают за сбор тары, прием и переработку использованных товаров. Способы ликвидации отходов не должны противоречить благу всего общества.

3. Закон об охране вод. Он дополняется: Законом о налогах на право спуска сточных вод, Законом о моющих и чистящих средствах, Законом о защите растений.

Закон определяет размер вклада на финансирование общественных мероприятий по поддержанию чистоты вод.

4. Закон об охране природы и ландшафтов;

5. Закон об использовании и производстве опасных веществ;

6. Закон об атомной энергии и использовании ядерных веществ.

7. Контроль на соответствие экологическим нормам во время разработки и реализации важных проектов (сооружению электростанций, строительству дорог и т.д.).

Стимулы к активной экологической политике у предприятий весьма существенны. Однако, фирмы, исходя из задач максимальной прибыли и отдавая предпочтение планированию на коротких временных интервалах, стремятся предоставлять фальшивую информацию об экологических аспектах своей деятельности. Формируемое экологическое законодательство ЕС уже дало понять представителям бизнеса, что из-за растущего беспокойства потребителей по поводу охраны окружающей среды экологически чистое производство становится выгодным бизнесом.

Важнейшими правовыми формами ЕС в области охраны окружающей среды являются предписания и директивы.

Экологические предписание - это документы неправительственных организаций, их основная цель - помочь управлению бизнесом и улучшить качество экологического менеджмента. Эти предписания, по существу, добровольные обязательства, которые берут на себя фирмы, желающие улучшить свою экологическую стратегию.

Предписания действительны в каждой стране ЕС.

Директивы - это обязательные целевые задания. Здесь национальные рамки свободных действий зависят от условий договоров.

Экологическое право ЕС охватывает более 200 директив и предписаний. Наиболее важные относятся к области экологического менеджмента: директивы ЕС об упаковке;

     об экологической информации;

     об ответственности за производимый продукт;

     об экологической маркировке;

     о добровольном участии в Европейской системе экологического аудита.

Согласно директиве ЕС об упаковке, вступившей в силу в декабре 1994 года, различают два вида рециклирования упаковочного материала, которому обязаны подчиняться страны ЕС:

1. рециклирование материала - предприятие должно вторично переработать до 45% общего объема упаковочных отходов и не менее 25% должно быть рециклировано;

2. термическое рециклирование - допустимо применение энергии использованной упаковки. Эта директива предполагает установление высоких квот для стран-членов только в том случае, если страна располагает необходимыми мощностями для рециклирования и вторичным рынком сырья.

Директива ЕС об экологической информации дает право каждому гражданину ЕС на доступ к экологической информации и ознакомление с соответствующими документами.

Предприятие обязано представлять сведения о своем экологическом состоянии (например, об объеме выбросов, результатах контроля), которыми вправе располагать потребители.

Предписания и директивы бывают 2 видов:

     относящиеся ко всем компаниям, независимо от их отрасли;

     для специальных промышленных отраслей (например, «Принципы управления природопользованием» в рамках Европейской ассоциации нефтяной промышленности).

Международные экологические программы включают наиболее важные требования:

     соответствие законодательным принципам; внешний (внутренний) экологический аудит;

     система интегрированного экологического менеджмента;

     сокращение или не увеличение использования энергии, потребление невозобновимых ресурсов, сокращение производства загрязняющих веществ;

     экологические образовательные программы предприятий и повышение экологической культуры персонала и потребителей, поддержка местных сообществ;

     применение концепции постоянных улучшений качества продукции и качества менеджмента.

 

Информация о работе Курс лекций по "Экологический менеджмент"