Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 07:22, курс лекций
Экологический менеджмент охватывает все проблемы и вопросы управления предприятием, связанные с охраной окружающей среды, т.е. вопросы, относящиеся к третьей группе. Важное значение при этом имеют требования, предъявляемые к экологическому менеджменту различными заинтересованными группами: профсоюзами, средствами массовой информации, партнерами по бизнесу и покупателями, которые все более становятся требовательными к экологическим характеристикам продукции или оказываемых услуг. Так формируется внешняя среда экологического управления, некоторые важные стороны которой, в том числе применяемые для регулирования деятельности предприятия, экологическое законодательство, стандарты, нормативы, порядок экологической сертификации и лицензирования, а также экологические налоги, платежи, фонды и т.д. не следует упускать из поля зрения.
Тема 24. Макроэкономическая политика и экологический фактор
Облегчить эколого-экономический переход к рыночной экономике государство может е помощью эколого-сбалансированных экономических реформ и создания соответственной экономической среды на макроуровне.
В проведении экологической политики можно выделить две группы мероприятий:
1. Макроэкономические меры;
2. Мероприятия, имеющие собственно экологическую направленность.
К первой группе относятся меры, которые проводятся в рамках всей экономики или на уровне секторов народнохозяйственных комплексов.
Они могут не иметь в явном виде экологических целей. Среди таких мероприятий можно выделить структурную перестройку, изменение обменного курса национальной валюты, сокращение дефицита государственного бюджета, финансово-кредитную политику, либерализацию внешней торговли, усиление доли частного сектора, реформы пен и программы налогообложения или субсидий в основных секторах экономики (энергетике, сельском хозяйстве, промышленности), создание условий для иностранных инвестиций и т.д.
Мероприятия, механизмы и реформы неизбежно в той или иной степени сказываются на экологической ситуации в России.
Ко второй группе мероприятий относятся меры с четко выраженной экологической ориентацией: введение экологических налогов, различного рода платежей и штрафов за загрязнение окружающей среды, принятие природоохранных стандартов и нормативов, реализация региональных и отраслевых экологических программ.
В современной экономике для лиц, принимающих решение, очевидна приоритетность макроэкономических мероприятий, которые определяют экономическое развитие, темпы экономического роста, рост благосостояния населения; при этом экологические последствия проводимой макроэкономической политики или вообще не принимаются во внимание, или им придается минимальное значение.
Например, существенные проблемы может породить такое в целом необходимое и эффективное мероприятие по улучшению макроэкономической сбалансированности, как сокращение дефицита государственного бюджета. В условиях максимального ужесточения бюджетной политики зачастую одними из первых жертв становятся затраты на окружающую среду. Изменение обменного курса валют может стимулировать экспорт и дополнительную эксплуатацию природных ресурсов.
В отличие от первой макроэкономической группы мероприятий во вторую группу входят меры с четкой экологической направленностью и ожидаемым экологическим эффектам. Данные меры носят в большинстве случаев вспомогательный или компенсирующий и локальный характер по отношению к макроэкономическим мероприятиям. Если появляются негативные экологические эффекты от проведения большой экономической политики, то государство бывает вынуждено реализовать дополнительные экологические программы или мероприятия для стабилизации ухудшившейся экологической ситуации.
Среди основных причин негативного экологического воздействия макроэкономических мероприятий можно выделить три: неэффективность государственной политики, провалы рынка и, как отдельную причину, - институциональную неэффективность.
Например, использование низкой платы за воду или вообще бесплатность в орошаемом земледелии приводят к значительному загрязнению водных ресурсов, их исчерпыванию; для поднятия урожайности - представляют значительные субсидии на покупку пестицидов и т.д. Это требует специальных экологических программ, экономических и правовых мер.
Аналогично, при экономическом росте, вызванном экономическими реформами, может наблюдаться увеличение ущерба нанесенного окружающей среде. Причинами могут стать сбои рыночного механизма.
Для сохранения окружающей среды большое значение имеет реформа нрав собственности. В ряде случаев точная фиксация прав собственности позволяет решить проблемы общей, «ничьей» собственности на природные ресурсы, дарового характера природных благ, свободного доступа к природным ресурсам, что приводит к их переэксплуатации (например, лесных ресурсов).
Четкое определение прав собственности имеет существенное значение для решения экологических проблем в рыночной экономике. Важность этой проблемы в экономической теории была рассмотрена американским экономистом Коузом. Он отметил преимущество рынка над государственным регулированием (через налоги, субсидии, установление стандартов) в достижении социально-оптимального уровня состояния окружающей среды. Рыночная экономика добивается этого, прежде всего благодаря системам прав собственности, которая гарантирует собственность на природные ресурсы с помощью силы закона.
Для экономики России вопросы прав собственности стоят очень остро. В частности, следует отметить необходимость четкого решения для России вопроса о разделении прав собственности на природные ресурсы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Эта проблема связана с вопросом получения выгод от сохранения ресурсов и чистоты среды.
В условиях переходной экономики, при недостатке средств, происходит усиление эксплуатации природных ресурсов для получения быстрой прибыли. Примером может служить Сибирь и Дальний Восток, где региональные власти стремятся резко расширить эксплуатацию и продажу нефти, газа, леса на основе старых природоразрушающих технологий. Регионы стремятся приватизировать как можно больше природных ресурсов для их последующей эксплуатации и получения прибыли. В этом случае сохранение федеральной собственности на многие природные объекты является оправданным.
Сложной проблемой для макроэкономического регулирования является монополизм. Огромные монополии в условиях отсутствия конкуренции и активного лоббирования в законодательных и исполнительных структурах власти могут уделять экологическим факторам минимальное внимание. Ситуация монополизма особенно характерна для добывающих отраслей, прежде всего газовой и нефтяной промышленности.
Экологическая деградация, огромные потери природных ресурсов из-за отсталых технологий добычи и транспортировки, многочисленные аварии слабо влияют на положение этих промышленных гигантов. Монополизм приводит и к другой острой социально-экономической проблеме: присвоение природной ренты самой монополией, тогда как значительная часть ее должна принадлежать всему обществу. Это происходит при добыче/покупке природных ресурсов при минимальных издержках и продаже их по мировым ценам. Возникающая сверхприбыль присваивается немногими лицами и ведет к их обогащению. В этих случаях необходимо государственное вмешательство для реализации социальных, экономических, экологических интересов общества.
Информация о работе Курс лекций по "Экологический менеджмент"