Рефераты по литературе

Образ Дидериха Геслинга в романе «Верноподданный»

07 Марта 2013, сочинение

ДИДЕРИХ ГЕСЛИНГ - герой романа Г.Манна «Верноподданный» (1915). Образ Дидериха Геслинга характерен для творчества писателя, постоянно обращавшегося к теме вырождения бюргерского сословия. Дидерих Геслинг утратил все привлекательные черты бюргерства, которые наличествуют у персонажей Томаса Манна. Генрих Манн не верит в это сословие и изображает Дидериха Геслинга, не жалея сатирических красок.

Образ дома в творчестве Булгакова

24 Ноября 2013, реферат

В статье рассматривается образ Дома как уменьшенной модели мироздания и человеческого бытия в художественном мире М. Булгакова. На примере романа «Белая гвардия» и пьесы «Дон Кихот» авторы работы исследует структурообразующее положение образа Дома в творчестве М. Булгакова и приходит к выводу, что Дом – это духовная составляющая феномена истины, а потеря Дома в виде опоры морально-нравственных правил и законов приводит к кризису личности. Дом относится к основополагающим архетипам человеческой культуры.

Образ Евгения Онегина в романе Пушкина "Евгений Онегин"

20 Января 2013, контрольная работа

Образ автора играл значительную роль и в более ранних опытах Пушкина. Герой подчас превращался в самого поэта, а событий ряд должен был казаться тенью, отголоском событий внутренней жизни автора. Последовав этой традиции в 1-й главе «Евгения Онегина», Пушкин постепенно обособляет образ автора – и от образа гласного героя, и от своей собственной личности. Автор, каким он предстает в многочисленных «лирических отступлениях» (которые постепенно выстраиваются в особую сюжетную линию), связан с Онегиным дружескими узами, но чем дальше, тем меньше с ним совпадает во вкусах, пристрастиях, взглядах.

Образ женщины в русской культуре

24 Февраля 2014, курсовая работа

В результате проведенного нами исследования гипотеза, которая была выдвинута как рабочая, доказана: в женских образах, созданных М.Шолоховым в романе «Тихий Дон» отражается русская концепция женственности и традиции создания образа женщины в русской культуре.
Собственно замысел автора «Тихого Дона» вполне можно рассматривать как противостояние его героев жестоким обстоятельствам смутного времени, в котором проявляются как низменные, так и возвышенные порывы души человека. Здесь и люди, идущие на смерть во имя идеи (Бунчук, есаул Калмыков, Штокман), и готовые убить во имя ее ( Подтелков, Михаил Кошевой) и мстители за близких ( Дарья Мелехова). Во всей сумятице происходящего только любовь способна спасти человека и сохранить его для жизни, ненависть же губит его – главная мысль романа. И именно женские образы романа воплощают эту мысль ярче всего.

Образ Зевса в произведениях античной литературы

03 Июня 2015, доклад

В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» действующими лицами являются боги и полубожества – существа, родившиеся от брака богов и смертных. Мир богов создан по образу земного мира. От обычных людей их отличает красота, сила, дар и бессмертие. Боги Гомера вечно юные, лишенные серьезных забот. Как и обычные люди, они ссорятся между собой и враждуют. Одни боги стоят за троянцев, а другие - за ахейцев (греков). У Гомера боги человечны: у них не только человеческий облик, но и человеческие страсти. Они также наделены отрицательными чертами: они мелочны, капризны, жестоки, несправедливы. В «Илиаде» люди и боги показаны сражающимися как равные. «Одиссея» отличается обилием авантюрных и фантастических мотивов.
Зевс – Верховный бог Олимпа. В образе Зевса в «Илиаде» отразилось отношение греков к своим царям.

Образ Катерины в пьесе Островского "Гроза"

21 Октября 2013, реферат

Катерина — русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле”, среди материнской любви и благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега. Это — поступок человека с характером сильным, не терпящим ограничений.

Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

11 Января 2013, доклад

Лопахин решителен и напорист в достижении поставленной цели. Вишнёвый сад — его давняя мечта, и он покупает его. Если ему нужны будут деньги, он достанет их. Не пожалеет он денег и для выгодной сделки. Капитализм немыслим без таких Лопахиных. Но он, по мнению Чехова, нужен для обмена веществ, чтобы мир не стоял на месте. Он хищник, который сожрет каждого, который слабее его. Но в то же время и он понимает, что ему не сдобровать, если появится зверь сильнее его. Поэтому и Лопахин будет изворачиваться, искать лазейки, чтобы избежать разорения и обнищания. Не всегда такая жизнь удовлетворяет его, со слезами говорит он: «0, скорее бы всё это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

Образ Макбета в однойменній трагедії В. Шекспіра

05 Мая 2013, курсовая работа

Метою роботи є образ головного героя Макбета та особливості його зображення у даному творі.
Мета роботи передбачає розв’язання таких завдань:
еволюція образу Макбета під впливом різноманітних чинників;
з’ясування причин та наслідків вчинків Макбета.

Образ маленького человека в русской литературе

10 Ноября 2013, реферат

Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература. Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

Образ Маргариты в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

06 Февраля 2014, сочинение

Образ Маргариты, возлюбленной и музы Мастера, занимает важное место в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». С этой героиней связана в произведении тема истинной любви, творчества, свободы. Большую роль этот персонаж играет и в развитии сюжета произведения. Маргарита входит в роман не сразу. Булгаков описывает мытарства Мастера и его тоску по настоящей любви. И вот наконец происходит роковая встреча – герой встречает свою музу.

Образ Маши Мироновой в "Капитанской дочке"

19 Декабря 2012, сочинение

Одним из главных персонажей произведения А.С Пушкина “Капитанская дочка” является Маша Миронова,— дочь коменданта Белогорской крепости. Название повести связано со званием отца Маши – капитана Ивана Кузьмича Миронова, поэтому она называется “Капитанская дочка”. Другой персонаж повести, Петруша Гринев. Его жизнь после назначения в крепость стала “не только сносною, но и приятною”.

Образ Москвы в произведениях Л.Н. Толстого

18 Июня 2013, курсовая работа

Целью курсовой работы является рассмотрение изображения и влияние города в произведениях Л.Н. Толстого.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Изучить жизнь писателя в городе Москва;
Проследить за яркими событиями автора в городе;
Раскрыть образ Москвы в произведении «Война и мир»;
Отследить параллель между личными впечатлениями автора от Москвы и жизнью героя в трилогии «Детсвто» «Юность» «Отрочество»;

Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова

13 Декабря 2012, сочинение

В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» М. Ю. Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит « неслужащий монах», нечто вроде послушника». Это нерусское слово имеет и другое значение – пришелец, чужеземец и одинокий человек. Какое же из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя? По-моему, второе.

Образ Натальи в романе «Тихий Дон»

31 Мая 2013, доклад

Жизнь Натальи, так же как Аксиньи, трагична и изуродована. Наталья - женщина большой нравственной чистоты и глубокого, скрытого чувства. Она нежно полюбила Григория, еще невестой разглядывала его «влюбленными глазами», с нетерпением высчитывала дни, оставшиеся до свадьбы. Провожая жениха, Наталья «смотрела ему в след со слезами взволнованной радости», ощущая «стремительное биение сердца». Обычно застенчивая и! робкая, она настаивала на своем, когда родители поначалу противились ее замужеству. Но жизнь с Григорием не оправдала ее радостных ожиданий.

Образ Наташи Ростовой

25 Ноября 2014, доклад

Носительницей «ростовского духа», самым ярким лицом в семье, бесспорно, является любимица всех Наташа, центр притяжения к дому Ростовых всего лучшего, что есть в обществе.Наташа— натура щедро одаренная. Поступки ее оригинальны. Над нею не тяготеют никакие предрассудки. Руководит ею сердце. Это пленительный образ русской женщины. Строй чувств и мыслей, характер и темперамент — все в ней ярко выраженное, национальное.Впервые появляется Наташа подростком, с тоненькими руками, с большим ртом, некрасивой и в то же время очаровательной. Писатель как бы подчерки вает, что вся ее прелесть заключена во внутреннем своеобразии. В детстве это своеобразие проявлялось в бурном весель , в чуткости, в горячей реакции на все окружающее. Ни единый фальшивый звук не ускользал от ее внимания. Наташа, по выражению знающих ее, «порох», «казак», «волшебница».

Образ Наташи Ростовой (По роману Толстого «Война и мир»)

21 Января 2013, реферат

В романе Толстого «Война и мир» одной из главных героинь является Наташа Ростова. В ней автор воплотил, по его мнению, идеал женщины. Толстой рисует Наташу в развитии, он прослеживает жизнь Наташи в разные годы, и, естественно, с годами меняются ее ощущения, ее восприятие жизни.
Впервые мы встречаем Наташу, когда эта маленькая тринадцатилетняя девочка, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая», выбегает в гостиную и налетает на мать. Толстой всегда ценил в Наташе именно полноту жизни, желание жить интересно, полно и, главное, ежеминутно. Наташа не умеет ждать, ей все нужно сейчас, сразу.

Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание"

07 Апреля 2013, сочинение

Впервые мы встречаемся с Петербургом на улицах беднейших кварталов, на одной из которых "посчастливилось" жить Раскольникову. Это город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить горе, пьяные толпы на улицах, женщины, бросающиеся с моста в воду, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней. В таких условиях рождалась бесчеловечная теория. Городской пейзаж в романе органически связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев.

Образ петербурга в русской литературе

18 Июня 2013, реферат

Аполлон Аполлонович Аблеухов сенатор весьма почтенного рода: он имеет своим предком Адама. Впрочем, если говорить о временах не столь отдаленных, то во времена царствования Анны Иоанновны киркиз-кайсацкий мирза Аб-Лай поступил на русскую службу, был назван в крещении Андрей и получил прозвище ухов. Доводился он прапрадедом Аполлону Аполлоновичу.

Образ Петербурга в русской литературе

15 Мая 2014, творческая работа

Актуальность темы «Образ Петербурга в русской литературе» заключается в том, что такие великие поэты, как Пушкин и Лермонтов, выбрали Петербург для дополнительного образа в своей поэзии. Ведь этот город славится как своими величайшими архитектурными зданиями, так и поэтами, писателями, которые жили в XVIII, XIX, XX веках. Петербург знаменит событиями, проходившими в нем, и, кроме того, этот город был столицей России.

Образ Петербурга в творчестве Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя и Федора Михайловича Достоевского

18 Декабря 2012, реферат

Цель моей работы – проследить, как меняется видение Петербурга на примере произведений Пушкина А.С., Гоголя Н.В. и Достоевского Ф.М. Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
· используя тексты художественных произведений, выявить характерные особенности Петербурга Пушкина, Гоголя и Достоевского;
· определить черты сходства и различия в изображении города у разных писателей;
· установить, какие приемы используют разные писатели в создании образа Петербурга.

Образ Печорина - "Герои нашего времени"

13 Марта 2013, сочинение

Образ Печорина является одним из центральных в романе М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени» Но для того, чтобы раскрыть его в своем сочинении, мне необходимо восстановить цепочку событий, связанных с этим героем в произведении. Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника.

Образ праведницы в рассказе Солженицына "Матренин двор"

01 Октября 2012, контрольная работа

Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы о совсем неприметной и обычной послевоенной жизни русской деревни. Но Солженицын сумел одним из первых определить в русской литературе второй половины двадцатого века круг тем и проблем “деревенской прозы”, до этого не поднимаемых или замалчиваемых.

Образ ребенка в художественных произведениях

23 Октября 2014, научная работа

Образы ребенка, возникающие в произведениях художественной литературы, так или иначе отражают важные стороны социальной реальности. На протяжении истории человечества образ ребенка и детства в культуре, в том числе и в произведениях литературы и искусства, многократно трансформировался.
Характерной чертой произведений детской литературы является отсутствие образа идеального взрослого. Согласно Д.Б. Эльконину, идеальной формой, с которой взаимодействует ребенок, та сфера, в которую он хочет и старается войти, всегда был мир взрослых – социальные отношения, которые имеют место во взрослом мире. Ребенок стремится подражать взрослым, быть похожим на них.

Образ революціонера в прозі В. Винниченка

10 Октября 2013, реферат

Політичний світогляд митця, що безпосередньо вплинув на його літературну спадщину, базувався на підвалинах марксизму, впливах ідей західного лібералізму та гуманізму. На основі цих засад Винниченко розробив власну суспільно-світоглядну систему під назвою "конкордизм". Загалом мислитель часто хитався між українською національною самостійницькою платформою та ідеями української радянської республіки. Відтак у його концепті національного героя поєдналися риси ідеального національного героя-революціонера, який стоїть на національних позиціях, та героя-революціонера.

Образ Родины в лирике С.Есенина

19 Марта 2014, реферат

В лирике Есенина сливаются чувства и слова, образы и мысли. Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки переживаний и настроений, которые возникали в его душе. Такой гармонией проникнуто все творчество Есенина: стихи о родине, о любви, о природе и о животных.

Образ родины в творчестве Блока и Есенина

25 Октября 2012, реферат

Тема Родины - одна из самых любимых тем у Блока, Есенина . Они посвящали ей все свои творения, вкладывая в них любовь и чувства, доказывая, что Родина - немаловажная, а порой и самая главная часть их жизни и творчества. Это отношение к родной земле врывалось в их произведения бурным потоком эмоций, в течении которого были и восхищение землей русской, и необъятная любовь к Родине.

Образ России в русской литературе, Пушкин-Гоголь-Достоевский

12 Апреля 2012, реферат

Речь Достоевского о Пушкине, в которой феномен Пушкина осмыслялся в контексте предназначения России в мировой истории, связанные с этой речью события, приезд Достоевского в Москву на открытие памятника поэту, как известно, прервали работу автора "Братьев Карамазовых" над завершением романа. И заканчивая затем свое произведение, ставшее последним, Достоевский вновь возвращается к центральному вопросу речи о Пушкине. Это происходит в двенадцатой книге романа - "Судебная ошибка".

Образ России и пьеса "Вишневый сад"

22 Сентября 2013, реферат

Образ России воплотился в самом названии пьесы "Вишневый сад". "Вся Россия - наш сад," - говорит Чехов устами своего героя. И, действительно, вишневый сад для Раневской и ее брата Гаева -это родовое гнездо, символ молодости, благополучия и былой изящной жизни. Хозяева сада любят его, хотя и не умеют сохранить или спасти. Раневская со слезами и нежностью говорит о своем поместье: ".. люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом...". Но для Раневской и Гаева вишневый сад - символ прошлого.

Образ русской зимы в творчестве Гоголя

24 Июня 2012, курсовая работа

Общенациональное значение Гоголя критик видел в том, что с появлением этого художника наша литература исключительно обратилась к русской действительности. «Может быть, — писал он, — через это она сделалась более одностороннею и даже однообразною, зато и более оригинальною, самобытною, а, следовательно, и истинною». Всестороннее изображение реальных процессов жизни, исследование ее «ревущих противоречий» — по этому пути пойдет вся большая русская литература послегоголевской эпохи.

Образ Семёна Давыдова

08 Января 2012, доклад

Семен Давыдов, бывший моряк и слесарь путиловского завода, приезжает в хутор Гре-мячий Лог для организации колхоза. Задача перед ним стоит непростая, ведь казаки издавна считали себя привилегированным сословием, покорность им вовсе не свойственна, как, впрочем, и революционный энтузиазм.
Но уже первая встреча Давыдова с казаками свидетельствует о том, что он способен найти с ними общий язык.