Рефераты по литературе

Образ собаки в прозе А.И. Куприна

31 Июля 2012, доклад

В данной работе проанализировано использование анималистических образов в рассказах писателя, приведены воспоминания известных критиков, сделана попытка создания модели собачьей онтологии на основе теории Алексея Владимировича Караковского.

Образ собаки в творчестве писателей XIX – XX века

25 Февраля 2015, творческая работа

Актуальность нашего исследования очевидна: анализ функций конкретного образа животного, связанного с жизнью человека, позволяет оценить не только поступки людей, но и окружающий мир в целом, понять авторскую позицию. Тема, поднимаемая в данной работе актуальна еще и поту, что, на мой взгляд, в современном мире все чаще наблюдается равнодушное и даже жестокое отношение к братьям нашим меньшим. Данная работа привлечет внимание людей к этому верному, умному, доброму животному.

Образ Сократа в диалогах Платона

13 Декабря 2011, реферат

Философия существует уже почти 3 тысячи лет, и на протяжении всего своего существования она занимает исключительное место среди других наук. Но, несмотря на такой долгий период существования общего определения понятия философии так и не существует. Многие определяют ее как науку об абсолютном знании, науку жизни, о жизни и для жизни, как постоянную жажду знания бытия, способность созерцания истины, какова она есть; усердие души, сопряженное с правильным рассуждением. Исторически под философией понимается совершенно новое мировоззрение, возникшее в Греции около 600 года до н. э. Впервые термин «философия», означавший буквально «любомудрие» употребил Пифагор. Еще один мыслитель определял ее так: «Философия есть тяга к мудрости, или отрешение и отвращение от тела души, обратившейся к умопостигаемому и истинно суще

Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века

20 Декабря 2014, научная работа

Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• найти и отобрать материал по теме «Символика Солнца»;
• проанализировать, какие изменения происходили в восприятии и трактовке данного образа в разные периоды развития литературы;
• подобрать стихотворные произведения поэтов Серебряного века, в которых встречается солнечная символика;
• сопоставить найденный материал, выявить связь и отличия, сделать выводы по данной теме исследования;
• выучить понравившиеся стихотворения поэтов Серебряного века.

Образ Ставрогина в романе Ф.М. Достоевского "Бесы"

30 Августа 2014, курсовая работа

У романа “Бесы” — особая судьба не только в истории русской литературы, но и в истории России. Достоевский написал роман, который стал камнем преткновения для нескольких поколений русских читателей. О романе спорили, но спорили не столько критики и читатели, сколько политики. Роман сразу отвергла либеральная и революционная интеллигенция, которая осудила его как антиреволюционный и антинигилистический.
Роман Достоевского — о другом. Как писал Достоевский, “я попытался изобразить те многоразличные и разнообразные мотивы, по которым даже чистейшие сердцем и простодушнейшие люди могут быть привлечены к совершению такого же чудовищного злодейства. Вот в том-то и ужас, что у нас можно сделать самый пакостный и мерзкий поступок, не будучи вовсе иногда мерзавцем!”

Образ Сыщика в зарубежной литературе 19 века

23 Ноября 2014, доклад

1. Понятие детектива в литературе. Название жанра.
2. Родоначальник детективного жанра – Эдгар По.
3. Самый известный сыщик – Шерлок Хомс.
4. Детективы сегодня.

Образ Татьяны в произведении А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

03 Декабря 2012, сочинение

Одним из крупнейших произведений Александра Сергеевича Пушкина является роман в стихах “Евгений Онегин”. Его созданию поэт посвятил около девяти лет. Он нарисовал необыкновенно живые и запоминающиеся образы Онегина, Татьяны, Ольги, Ленского, принесшие славу автору и сделавшие роман бессмертным. Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам.

Образ українців в американській літературі ( на прикладі творів Аскольда Мельничука )

27 Мая 2013, реферат

Аналізуючи поетикальні особливості роману Аскольда Мельничука "Що сказано?", виявлено самобутність, своєрідність та новаторство манери письма письменника, досліджено іманентність естетичного світосприйняття письменника з урахуванням різноманітності модифікацій американської традиції "доцентрового" (за Д. Затонським) роману.

Образ Украины в творчестве Н.В.Гоголя

01 Декабря 2014, контрольная работа

.В. Гоголь − самобытный, национальный писатель. Он создал пленительный образ Родины, обращаясь не только к мотивам народных преданий и легенд, но и к фактам действительной жизни. Национальный колорит и фантастика, обращение к народным легендам свидетельствуют о становлении в творчестве Н.В. Гоголя национального, самобытного начала. Наиболее ярко эта особенность писателя отражена в его замечательных повестях, входящих в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Эта книга об Украине, где в 1809 году родился сам Н.В. Гоголь, и где прошли его детские и юношеские годы. В повестях этой книги получила выражение восторженная любовь писателя к его родному краю, к его природе и людям, к его истории и народным преданиям.

Образ Христа в романе «Братья Карамазовы»

09 Апреля 2013, курсовая работа

Итак, целью данной работы является выявление и анализ архетипа Иисуса Христа в романе «Братья Карамазовы».
Для достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:
Ознакомиться с литературой по теме исследования, посвященной творчеству Ф.М. Достоевского.
Охарактеризовать, выделить основные черты архетипа в литературоведении.
Рассмотреть образ Христа в понимании Достоевского.
Определить образ Алексея в романе.
Сделать выводы о том, как автор раскрывает архетип Христа в романе.

Образ Чацкого в комедии Грибоедова "Горе от ума"

11 Ноября 2013, реферат

Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен»,"— писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с Обществом его окружающим».

Образ Чичикова в поэме Гоголя "Мертвые души"

13 Февраля 2013, реферат

Поэма "Мертвые души" занимает особое место в творчестве Гоголя. Это произведение писатель считал главным делом своей жизни, духовным заветом Пушкина, который подсказал ему основу сюжета. В поэме автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества – крестьян, помещиков, чиновников. Образы в поэме, по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Крупным планом показаны в поэме помещики, владельцы крепостных душ, «хозяева» жизни. Гоголь последовательно, от героя к герою, раскрывает их характеры и показывает ничтожность их существования.

Образ Эльдорадо в повести Вольтера «Кандид»

20 Июня 2014, контрольная работа

Век Просвещения дал человечеству целую плеяду блестящих писателей и мыслителей-энциклопедистов. Но лишь имя одного из них сделалось нарицательным уже при жизни и фактически – олицетворением самой эпохи. Это – Вольтер (на самом деле – псевдоним; по рождению его звали Франсуа-Мари Аруэ). Долгое время слово «вольтерианец» было синонимом вольнодумца.
Вольтер написал невероятное множество произведений – драм, трагедий, комедий, повестей, поэм, других стихотворных шедевров, памфлетов, сказок, притч, исторических сочинений и философских трактатов, не говоря уж о богатейшем эпистолярном наследии (изданная корреспонденция занимает несколько десятков томов), а письма в ту пору играли роль гораздо большую, чем нынешние газеты. Но самую громкую славу Фернейскому мудрецу (так его именовали по альпийскому пристанищу) принесла сравнительно небольшая «философская повесть» «Кандид».

Образ Ярослава Мудрого в однойменній драматичній поемі І.Кочерги

01 Мая 2014, реферат

Іван Кочерга —один із найцікавіших українських драматургів XX ст. Він залишив сценічну спадщину, багату на естетичну і філософську думку. Людинолюб-мрійник і драматург-мислитель, який завжди сповідував незалежність мистецьких принципів, він, попри несприятливість доби, творив драматичну класику, що витримала найтяжче випробування — часом.
В українській літературі Іван Кочерга — постать своєрідна. Здається, більше, ніж будь-хто, він вірив у не¬звичайні здатності мистецтва. Краса творів мистецтва, на думку Кочерги, спроможна збудити душевні сили люди¬ни, очистити її від зла [ 7, ст. 13]. Ось чому в його п'єсах так багато говорять про мистецтво; ось чому з поняттям краси — людської, мистецької — у нього асоціюється уявлення про добрість і ласкавість, мистецтво ж бо «завжди підно-сить душу нашу, краси й добра нехибний заповіт» [5, ст. 11].

Образная система в поэзии Эмили Дикинсон и способы ее выражения

22 Мая 2013, курсовая работа

Основной целью работы стало исследование образной системы пройзведений Эмили Дикенсон и способов её выражения.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие основные задачи:
• показать многообразие влияний, способствовавших формированию мировоззрения поэтессы, ее поэтического творчества;
• дать общий анализ поэзии Дикинсон;
• рассмотреть особенности образной системы в поэзии Дикинсон.

Образные средства в творчестве А.А. Ахматовой (сравнение)

18 Июня 2013, курсовая работа

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы выявить функционально-эстетические особенности смыслового наполнения образных средств в поэтических текстах конкретного автора.
Курсовая работа ставит следующие задачи:
1.Рассмотреть структурно-семантические особенности использования об-разных средств (эпитетов, метафор)в поэтических текстах.
2.Выявить эпитеты в избранных текстах, определить их значение.
3.Исследовать функционально-семантическую нагрузку образных средств (эпитетов, метафор) в стихотворных текстах А.А. Ахматовой.

Образы двойников Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

06 Апреля 2013, сочинение

В своем Романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский использует прием антитезы, с помощью которого раскрывает характер, принципы и цели жизни главного героя произведения Родиона Раскольникова. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени показывает определенную черту юноши. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, помогающие сравнить героев романа. Двойники Раскольникова - это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам. Это и есть их главное сходство.

Образы детей в мировой художественной литературе с позиции сравнительного литературоведения

05 Апреля 2013, магистерская работа

Генезис литературный – происхождение литературных явлений. Зарождение и сходство мотивов в фольклоре и литературе объясняется теорией психологического параллелизма, то есть генезис мотивов объясняется общностью психологических предпосылок, сходство последующих комбинаций мотивов предполагает прямой или опосредованный контакт. Генезис сюжетных совпадений объясняется только контактными связями.

Генетические связь -форма межлитературного и национально литературного взаимодействий, предполагающих генезис одного явления от взаимодействия с другим

Образы детей в рассказах А.П.Чехова

21 Октября 2013, реферат

Рассказы Чехова о детях – это соприкосновение детей с миром взрослых. Писатель, много размышлял о детях и их проблемах, они стали для него «больным вопросом». Дети для А. П. Чехова - особые люди. Чехова нельзя назвать детским писателем, но литература для детей привлекала его, как привлекало его само детство, и притягивал внутренний мир детей. Произведения Чехова о детях начинают появляться во второй половине 1880-х гг., когда Чехов расстаются с амплуа юмориста и становится драматическим художником.

Образы детства в русской литературе XIX века

21 Декабря 2012, курсовая работа

Целью курсовой работы является анализ образа детства, определение его своеобразия в литературе XIX века. Эта цель обусловила следующие конкретные задачи:
1) рассмотреть отношение к детству в литературе России середины XIX века;
2) проследить, как детская тема входит в русскую прозу XIX века;

Образы детства в современной литературе

28 Января 2015, курсовая работа

Целью работы является исследование образов детства в творчестве современных писателей.
Достижение цели предусматривает решение следующего комплекса взаимосвязанных задач:
 Рассмотреть тему образов детства в художественной литературе в исторической ретроспективе и в творчестве современных писателей
 Провести анализ художественных произведений в аспекте исследования образов детства

Образы животных и птиц в русской и таджикской волшебной сказке

23 Мая 2013, курсовая работа

Цели и задачи выпускной квалификационной работы: раскрыть роль и место тотемических представлений древних славян и таджиков в сюжетопостроении восточных славян и таджикских волшебных сказок, для чего обосновать понятие тотемизм, тотемические представления; выявить в сказках образы животных, проанализировать их связь с архаической мифологией таджикской и восточнославянской и культурой, а так же определить идейно-эстетические функции образов животных в сказках.
Методологической основой исследования являются труды известных филологов, посвященные историко-типологическому и генетическому анализу фольклорных произведений: Афанасьева А.Н., Аникина В.П., Косарева А., Проппа и др.

Обстоятельства, приведшие Пьера в масонство

15 Марта 2015, реферат

Пьер Безухов -- один из самых любимых и дорогих Толстому героев. Писатель показывает его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Толстой прослеживает, как меняется характер Пьера Безухова, формирует мировоззрение передового человека эпохи -- декабриста. Но жизненный путь Пьера, полный открытий и разочарований, это не типичный путь декабриста, а только особая, толстовская версия этого пути.

Обучение детей художественной литературе

14 Марта 2013, контрольная работа

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Общая теория тропов

26 Октября 2013, курс лекций

Классическая теория тропов восходит к Аристотелю, Деметрию, автору «Риторики к Гереннию», Цицерону, Квинтилиану. Под тропом понималось «такое изменение собственного значения слова или словесного оборота, при котором получается обогащение этого значения» (Квинтилиан). Автор «Риторики к Гереннию» считал, что для всех Т. характерны «отказ от обычного значения слов и сопровождаемый некоторой приятностью переход речи к иносказанию». Античность рассматривала тропы с двух позиций: 1) в составе фигур, как единое образование, причем, признаки, различающие их, точно не были сформулированы; 2) самостоятельно тропы как средство изобразительности и фигуры как средство выразительности.

Общая характеристика и значение античной литературы

14 Октября 2013, контрольная работа

Античная литература является самой давней европейской литературой, потому она влияет на всю другую литературу.
Античная литература - первая ступень в культурном развитии мира, потому она и влияет на всю мировую культуру. Это заметно даже в быту. Много предметов также называются античными словами, например, бачок с краном для нагревания воды называется «Титаном». Большая часть архитектуры так или иначе несет в себе элементы античности.
Обиды античной литературы входят в современную литературу, у них прячется глубокое содержание. Иногда они входят в крылатые высказывания. Античные мифологические сюжеты часто переделываются и опять используются.

Общая характеристика творчества М.А.Булгакова

02 Декабря 2012, реферат

“Из всех писателей 20-х 30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу, века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых “Мастер и Маргарита”.

Общая характеристика эпохи эллинизма

10 Ноября 2013, контрольная работа

Завоевание Востока Александром и его преемниками привело туда большое количество греков. Его преемники продолжали начатое им дело, все возникшие города сделались рассадниками греческой культуры.

С расширением сети дорог и торговых связей распространение греческой культуры получило еще большие возможности. Греческие города после восточных походов наполнялись толпами рабов из завоеванных стран.

Громадные богатства, захваченные в странах Востока, сосредоточились в руках правителей, которые по восточному обычаю приняли титулы царей. Они вели бесконечные войны для захвата новых стран и часто воевали между собой.

Общее понятие о литературных родах

21 Сентября 2015, лекция

Роды и жанры литературы – один из мощнейших факторов, обеспечивающий единство и преемственность литературного процесса. Можно сказать, что это некоторые выработанные столетиями «условия обитания» слова в литературе. Они затрагивают и особенности повествования, и позицию автора, и сюжетику, и отношения с адресатом (особенно лирические жанры, например, послание или эпиграмма).
Род литературный – категория, введенная, с одной стороны, для обозначения группы жанров, обладающих сходными и при этом доминирующими структурными признаками; с другой – для дифференциации важнейших, постоянно воспроизводимых вариантов структуры литературного произведения.

Общенародный язык и его разновидности

02 Декабря 2014, контрольная работа

Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков, называется общенародным, или национальным, языком. Говоря о национальном языке, мы имеем в виду русский, английский, немецкий, французский и др.
Любой национальный язык не является единым по своему составу, так как им пользуются люди, различающиеся по своему социальному положению, роду занятий, уровню культуры и т. д., и, кроме того, пользуются в разных ситуациях (деловая беседа, лекция и т. д.). Эти различия находят отражение в разновидностях общенародного языка