Рефераты по философии

Лекціi з "Філософія і методологія науки"

05 Декабря 2013, курс лекций

Розрізнення суб'єкта і об'єкта є не тільки фундаментальною опорою всієї гносеології, але й людської діяльності загалом. Практична діяльність людей є основою духовного освоєння ними світу. На відміну від тварини, яка ототожнюється з власною життєдіяльністю і неусвіцомлює її схему, не виділяє себе і оточуючого середовища, не змінює, а лише пристосовується до нього, людина її своїй діяльності протиставляє себе об'єктивному світу.

Лекции

25 Мая 2012, курс лекций

лекции по филосоофии

Лекции по "Философии"

04 Декабря 2013, курс лекций

№1. Философия, её место, роль и функции в обществе

Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции -мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.

Лекции по "Истории философии"

15 Мая 2013, курс лекций

Одно из самых кратких определений философии гласит, что она, как подчеркивал Гегель , является квинтэссенцией, т. е. самым главным, в духовной жизни человека. Но такое определение требует пояснений. Здесь уместно вспомнить, что слово "философия" имеет древнегреческое происхождение, впервые его ввел в оборот Пифагор. В буквальном переводе философия означает любовь к мудрости. Это утверждение также вполне приемлемо, но и оно требует пояснений.

Лекции по "Философии"

19 Сентября 2012, курс лекций

Тема №1. Предмет философии и ее роль в обществе.
Понятие мировоззрения, его сущность и структура. Основные исторические типы мировоззрений.
Соотношение мировоззрения и философии. Природа философских проблем и специфика философского знания.
Понятие культуры и ее социальные функции.
Место философии в системе культуры. Роль философии в обществе и ее значение для личности.
Философия как социо-культурное историческое явление. Периодизация истории философии.

Лекции по "Философии"

04 Января 2013, курс лекций

Философия является важным элементом человеческой культуры и цивилизации. В наши дни она изучается практически во всех странах мира. Философия имеет принципиальное значение для теории и практики государственного управления, в особенности, для выработки соответствующих идеологических программ. Это объясняется тем, что философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции. Функции философии как науки также связаны со структурой философии. Результатом систематического исследования наиболее общих связей и отношений человека с миром являются следующие философские науки, или дисциплины – онтология (философское учение о бытии, сущем), теория познания (гносеология, эпистемология – учение о наиболее общих законах познания мира), методология (философское учение о методах познания и преобразования мира), аксиология (философия ценностей), этика (философская наука о морали), эстетика (философская наука об искусстве и прекрасном) и др.

Лекции по "Философии"

21 Января 2013, курс лекций

Основною рисою античної філософії є її звернення до природи. Для давніх греків оточуюча природа була їхньою природною колискою. Вона захищала їх, гріла, годувала. В їх міфологічному пантеоні немає богів в образі злих, хижих звірів.

Лекции по "Философии"

27 Апреля 2013, лекция

Философия-это учение о наиболее общих принципах, законов развития природы, общества и человека.
Из этого определения вытекает 3 характерные черты философии:
-философия-это система предельно широких и глубоких знаний о мире.
-философия-это особый способ мышления, суть которого состоит в том, чтобы познать глубинный смысл человеческих проблем.

Лекции по "Философии"

03 Мая 2013, курс лекций

Пифагор и его школа
Пифагор( 580 – 500 гг. до н.э.). исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – нематериальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длинны струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор разрабатывал различного рода математические доказательства

Лекции по "Философии"

22 Мая 2013, курс лекций

Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.

Лекции по "Философии"

31 Мая 2013, курс лекций

Мировоззрение – это совокупность знаний человека о мире и собственном предназначении, это совокупность убеждений и верований, которые представляются в фантастических образах, символах, понятиях и теориях. Мировоззрение как совокупность взглядов всегда опирается на переживания и чувства человека, на его мироощущения. Исторически сложившиеся формы мировоззрения можно подразделить по степени проявления рациональности* на два уровня: обыденное и теоретическое.
Обыденное мировоззрение основано на житейской повседневной практике и субъективно-рациональном опыте; оно проявляется в мифологическом и религиозном мировоззрении.

Лекции по "Философии"

06 Июня 2013, курс лекций

Философия ее предмет и роль в обществе.
Предмет философии.
Знания- 1. обыденное, 2. конкретно научное, 3. мировоззренческие.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, который определяет его отношение к миру и поведение в мире.
Мировоззрение: 1. Религия, 2. Философия, 3. Мифология, 4. Наука.

Лекции по "Философии"

16 Июня 2013, курс лекций

Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные <блоки> знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы

Лекции по "Философии"

25 Июня 2013, курс лекций

1. Античная философия
— философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.)
Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др. Античнаяфилософиятесносвязанасовсемисторонамиантичнойкультуры.
Введение термина "философия" традиция приписывает Пифагору. Возникновение античной философии относят к VI в. до нашей эры. Ее расцвет приходится на IV в до н.э. и связан с именами Платона и Аристотеля.

Лекции по "Философии"

23 Июля 2013, курс лекций

Современное общество эволюционирует в направлении гражданского, демократического общества. Человек, способный жить в таком обществе, это разумный, самокритичный, рефлексивный, терпимый к взглядам других, морально ответственный человек. Одна из главных задач в воспитании специалиста – формирование личности, быстро реагирующей на перемены, находящей нетрадиционные решения возникающих проблем. Философия обладает огромными возможностями в этом плане. Она в большей степени, нежели другие науки, способна «расковать» интеллект человека, сделать его гибким. Это становится возможным благодаря тому, что философия чувствительна к парадоксам, антиномиям, она допускает поливариантные выводы.

Лекции по "Философии"

23 Августа 2013, курс лекций

Возникновение философии – Индия, Китай и Греция. Именно в этих цивилизациях в это время человек столкнулся с границами бытия. Он осознал свое одиночество, поставил вопрос о смысле бытия и пытался на него ответить. Иначе: человек сформировался как личность, наделенная самосознанием.
Возникновение философии относится к той эпохе, когда на смену первобытно-общинному строю пришел рабовладельческий.В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало прежде всего накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей ( появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.

Лекции по "Философии"

29 Октября 2013, курс лекций

Тема 1 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ И ПРОБЛЕМА ЕЁ ,
Тема 2 ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ, СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ, ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА
Тема 3 ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
...
Тема 12. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

Лекции по "Философии"

29 Октября 2013, курс лекций

Лекция 1. Философия, ее предмет и место в культуре
1. Сущность и структура мировоззрения.
2. Исторические типы мировоззрения.
3. Философия как мировоззрение, ее место в культуре.

Лекции по "Философии"

06 Ноября 2013, курс лекций

Гегель не проводил различия между мифом и религией, считал миф мировоззренческой частью любой религии. Основой мифологии, по Гегелю, является фантазирующий разум, который не может выразить разумное содержание мира в разумной форме. В мифологии как форме развития абсолютного духа форма противоречит содержанию, т. е. всеобщим определениям истины. Философия возникает как попытка выразить объективно-разумное содержание мира в адекватной ему понятийной форме. Л. Ф. Лосев, напротив, отличает мифологию от религии, и именно из нерелигиозного мифа, по его мнению, возникает философия.

Лекции по "Философии"

11 Ноября 2013, курс лекций

Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии
Тема 2. Античная и средневековая философия
Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков
...
Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания

Лекции по "Философии"

12 Ноября 2013, курс лекций

Давайте начнем с определения. Итак, что такое философия? И, отвечая на этот вопрос, мы сразу сталкиваемся с огромными трудностями. Собственно говоря, определение любой науки, даже не науки, а любой сферы деятельности, как правило, заложено в самом ее названии. Когда мы говорим “физика”, то понимаем, что это наука о природе. Когда говорим “биология”, то знаем, что в переводе с греческого — это наука о жизни. Социология — наука об обществе. Богословие — тоже ясно. Философия в переводе с древнегреческого означает “любовь к мудрости” (fileo- любить, sofia- мудрость).

Лекции по "Философии"

18 Декабря 2013, курс лекций

Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания.
Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

Лекции по "Философии"

13 Июня 2015, курс лекций

1. Мировоззрение: сущность и формы. Мировоззрение и философия.
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош. чел. к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознаных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаци1й, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.

Лекции по "Философии"

15 Октября 2015, курс лекций

Проблема генезиса философии в системе культуры
Полагают, что история философии - это 25 веков. По крайней мере, она ‑ одна из древнейших форм духовной культуры. Условия возникновения философии: развитой рынок, выделение ремесла и умственного труда, государство, формирование элит.
Основные концепции генезиса (происхождения) философии:
- мифогенная (из осмысления мифов);
- гносеогенная (из обобщение результатов познания);
- гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания).

Лекции по «Философии»

14 Декабря 2013, курс лекций

Философия XX – начала. XXI века начала поиски нового, более адекватного понимания и аргументации традиционных философских проблем, что проявляется в эволюции стиля мышления, изменении исследовательских программ ведущих философских школ, противоречивости и неоднозначности полученных результатов. Отметим характерные черты современной философии. Во-первых, она представлена сотнями авторских проектов и программ, десятками школ и направлений. Непрерывный рост количества параллельно сосуществующих направлений и теорий - характерная особенность развития современных философских знаний.

Леонардо да Винчи. Философ Эпохи Возрождения

15 Декабря 2014, реферат

По некоторым свидетельствам Леонардо да Винчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, обладал недурными познаниями в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. В математике его привлекало только то, что можно увидеть, поэтому для него она прежде всего состояла из геометрии и законов пропорции. Леонардо да Винчи пытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой, моделированием. К тем областям, которые были интересны Леонардо да Винчи относились акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов.

Лессинг, Готхольд Эфраим

15 Января 2012, доклад

Лессинг, Готхольд Эфраим (1729–1781), критик и драматург; в Германии 18 в. вместе с И.В.Гёте и Ф.Шиллером стал творцом золотого века немецкой литературы. Родился 22 января 1729 в Каменце (Саксония) в семье лютеранского пастора. В 1746 поступил на богословский факультет Лейпцигского университета, но увлечение античной литературой и театром оставляло мало времени для богословских штудий. Принимал активное участие в театральной труппе, основанной актрисой Каролиной Нейбер (1697–1760), которая впоследствии поставила первое его драматическое произведение – комедию Молодой ученый (Der junge Gelehrte, 1748). Ортодокс Лессинг-старший вызвал сына домой и разрешил вернуться в Лейпциг то

Либертарно-юридический тип правопонимания и философии права

18 Февраля 2013, реферат

В данной работе работе рассматриваются либертарно-юридический тип правопонимания, легизм и юснатурализм, предмет философии права, а также метод либертарно-юридической философии права

Литературоведение как гуманитарная наука

09 Ноября 2012, реферат

Литературоведение как наука возникло в начале 19-го века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Платон создал историю об идеях (идея → материальный мир → искусство).

Личность и общество

17 Мая 2013, контрольная работа

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.
В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и журналов.