05 Декабря 2013, курс лекций
Розрізнення суб'єкта і об'єкта є не тільки фундаментальною опорою всієї гносеології, але й людської діяльності загалом. Практична діяльність людей є основою духовного освоєння ними світу. На відміну від тварини, яка ототожнюється з власною життєдіяльністю і неусвіцомлює її схему, не виділяє себе і оточуючого середовища, не змінює, а лише пристосовується до нього, людина її своїй діяльності протиставляє себе об'єктивному світу.
04 Декабря 2013, курс лекций
№1. Философия, её место, роль и функции в обществе
Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции -мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.
15 Мая 2013, курс лекций
Одно из самых кратких определений философии гласит, что она, как подчеркивал Гегель , является квинтэссенцией, т. е. самым главным, в духовной жизни человека. Но такое определение требует пояснений. Здесь уместно вспомнить, что слово "философия" имеет древнегреческое происхождение, впервые его ввел в оборот Пифагор. В буквальном переводе философия означает любовь к мудрости. Это утверждение также вполне приемлемо, но и оно требует пояснений.
19 Сентября 2012, курс лекций
Тема №1. Предмет философии и ее роль в обществе.
Понятие мировоззрения, его сущность и структура. Основные исторические типы мировоззрений.
Соотношение мировоззрения и философии. Природа философских проблем и специфика философского знания.
Понятие культуры и ее социальные функции.
Место философии в системе культуры. Роль философии в обществе и ее значение для личности.
Философия как социо-культурное историческое явление. Периодизация истории философии.
04 Января 2013, курс лекций
Философия является важным элементом человеческой культуры и цивилизации. В наши дни она изучается практически во всех странах мира. Философия имеет принципиальное значение для теории и практики государственного управления, в особенности, для выработки соответствующих идеологических программ. Это объясняется тем, что философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции. Функции философии как науки также связаны со структурой философии. Результатом систематического исследования наиболее общих связей и отношений человека с миром являются следующие философские науки, или дисциплины – онтология (философское учение о бытии, сущем), теория познания (гносеология, эпистемология – учение о наиболее общих законах познания мира), методология (философское учение о методах познания и преобразования мира), аксиология (философия ценностей), этика (философская наука о морали), эстетика (философская наука об искусстве и прекрасном) и др.
21 Января 2013, курс лекций
Основною рисою античної філософії є її звернення до природи. Для давніх греків оточуюча природа була їхньою природною колискою. Вона захищала їх, гріла, годувала. В їх міфологічному пантеоні немає богів в образі злих, хижих звірів.
27 Апреля 2013, лекция
Философия-это учение о наиболее общих принципах, законов развития природы, общества и человека.
Из этого определения вытекает 3 характерные черты философии:
-философия-это система предельно широких и глубоких знаний о мире.
-философия-это особый способ мышления, суть которого состоит в том, чтобы познать глубинный смысл человеческих проблем.
03 Мая 2013, курс лекций
Пифагор и его школа
Пифагор( 580 – 500 гг. до н.э.). исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – нематериальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длинны струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор разрабатывал различного рода математические доказательства
22 Мая 2013, курс лекций
Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастике ума» или энциклопедии, в которой есть ответы на все случаи жизни от А до Я. В повседневной жизни философом нередко иронически называют человека, «витающего в эмпереях» и не желающего заниматься конкретным делом.
31 Мая 2013, курс лекций
Мировоззрение – это совокупность знаний человека о мире и собственном предназначении, это совокупность убеждений и верований, которые представляются в фантастических образах, символах, понятиях и теориях. Мировоззрение как совокупность взглядов всегда опирается на переживания и чувства человека, на его мироощущения. Исторически сложившиеся формы мировоззрения можно подразделить по степени проявления рациональности* на два уровня: обыденное и теоретическое.
Обыденное мировоззрение основано на житейской повседневной практике и субъективно-рациональном опыте; оно проявляется в мифологическом и религиозном мировоззрении.
06 Июня 2013, курс лекций
Философия ее предмет и роль в обществе.
Предмет философии.
Знания- 1. обыденное, 2. конкретно научное, 3. мировоззренческие.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, который определяет его отношение к миру и поведение в мире.
Мировоззрение: 1. Религия, 2. Философия, 3. Мифология, 4. Наука.
16 Июня 2013, курс лекций
Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные <блоки> знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы
25 Июня 2013, курс лекций
1. Античная философия
— философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.)
Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др. Античнаяфилософиятесносвязанасовсемисторонамиантичнойкультуры.
Введение термина "философия" традиция приписывает Пифагору. Возникновение античной философии относят к VI в. до нашей эры. Ее расцвет приходится на IV в до н.э. и связан с именами Платона и Аристотеля.
23 Июля 2013, курс лекций
Современное общество эволюционирует в направлении гражданского, демократического общества. Человек, способный жить в таком обществе, это разумный, самокритичный, рефлексивный, терпимый к взглядам других, морально ответственный человек. Одна из главных задач в воспитании специалиста – формирование личности, быстро реагирующей на перемены, находящей нетрадиционные решения возникающих проблем. Философия обладает огромными возможностями в этом плане. Она в большей степени, нежели другие науки, способна «расковать» интеллект человека, сделать его гибким. Это становится возможным благодаря тому, что философия чувствительна к парадоксам, антиномиям, она допускает поливариантные выводы.
23 Августа 2013, курс лекций
Возникновение философии – Индия, Китай и Греция. Именно в этих цивилизациях в это время человек столкнулся с границами бытия. Он осознал свое одиночество, поставил вопрос о смысле бытия и пытался на него ответить. Иначе: человек сформировался как личность, наделенная самосознанием.
Возникновение философии относится к той эпохе, когда на смену первобытно-общинному строю пришел рабовладельческий.В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало прежде всего накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей ( появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.
29 Октября 2013, курс лекций
Тема 1 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ И ПРОБЛЕМА ЕЁ ,
Тема 2 ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ, СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ, ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКОГО ДИСКУРСА
Тема 3 ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ
...
Тема 12. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ
29 Октября 2013, курс лекций
Лекция 1. Философия, ее предмет и место в культуре
1. Сущность и структура мировоззрения.
2. Исторические типы мировоззрения.
3. Философия как мировоззрение, ее место в культуре.
06 Ноября 2013, курс лекций
Гегель не проводил различия между мифом и религией, считал миф мировоззренческой частью любой религии. Основой мифологии, по Гегелю, является фантазирующий разум, который не может выразить разумное содержание мира в разумной форме. В мифологии как форме развития абсолютного духа форма противоречит содержанию, т. е. всеобщим определениям истины. Философия возникает как попытка выразить объективно-разумное содержание мира в адекватной ему понятийной форме. Л. Ф. Лосев, напротив, отличает мифологию от религии, и именно из нерелигиозного мифа, по его мнению, возникает философия.
11 Ноября 2013, курс лекций
Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии
Тема 2. Античная и средневековая философия
Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков
...
Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания
12 Ноября 2013, курс лекций
Давайте начнем с определения. Итак, что такое философия? И, отвечая на этот вопрос, мы сразу сталкиваемся с огромными трудностями. Собственно говоря, определение любой науки, даже не науки, а любой сферы деятельности, как правило, заложено в самом ее названии. Когда мы говорим “физика”, то понимаем, что это наука о природе. Когда говорим “биология”, то знаем, что в переводе с греческого — это наука о жизни. Социология — наука об обществе. Богословие — тоже ясно. Философия в переводе с древнегреческого означает “любовь к мудрости” (fileo- любить, sofia- мудрость).
18 Декабря 2013, курс лекций
Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания.
Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.
13 Июня 2015, курс лекций
1. Мировоззрение: сущность и формы. Мировоззрение и философия.
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош. чел. к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознаных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаци1й, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.
15 Октября 2015, курс лекций
Проблема генезиса философии в системе культуры
Полагают, что история философии - это 25 веков. По крайней мере, она ‑ одна из древнейших форм духовной культуры. Условия возникновения философии: развитой рынок, выделение ремесла и умственного труда, государство, формирование элит.
Основные концепции генезиса (происхождения) философии:
- мифогенная (из осмысления мифов);
- гносеогенная (из обобщение результатов познания);
- гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания).
14 Декабря 2013, курс лекций
Философия XX – начала. XXI века начала поиски нового, более адекватного понимания и аргументации традиционных философских проблем, что проявляется в эволюции стиля мышления, изменении исследовательских программ ведущих философских школ, противоречивости и неоднозначности полученных результатов. Отметим характерные черты современной философии. Во-первых, она представлена сотнями авторских проектов и программ, десятками школ и направлений. Непрерывный рост количества параллельно сосуществующих направлений и теорий - характерная особенность развития современных философских знаний.
15 Декабря 2014, реферат
По некоторым свидетельствам Леонардо да Винчи был прекрасно сложен, обладал огромной физической силой, обладал недурными познаниями в рыцарских искусствах, верховой езде, танцах, фехтовании. В математике его привлекало только то, что можно увидеть, поэтому для него она прежде всего состояла из геометрии и законов пропорции. Леонардо да Винчи пытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой, моделированием. К тем областям, которые были интересны Леонардо да Винчи относились акустика, анатомия, астрономия, аэронавтика, ботаника, геология, гидравлика, картография, математика, механика, оптика, конструирование оружия, гражданское и военное строительство, планировка городов.
15 Января 2012, доклад
Лессинг, Готхольд Эфраим (1729–1781), критик и драматург; в Германии 18 в. вместе с И.В.Гёте и Ф.Шиллером стал творцом золотого века немецкой литературы. Родился 22 января 1729 в Каменце (Саксония) в семье лютеранского пастора. В 1746 поступил на богословский факультет Лейпцигского университета, но увлечение античной литературой и театром оставляло мало времени для богословских штудий. Принимал активное участие в театральной труппе, основанной актрисой Каролиной Нейбер (1697–1760), которая впоследствии поставила первое его драматическое произведение – комедию Молодой ученый (Der junge Gelehrte, 1748). Ортодокс Лессинг-старший вызвал сына домой и разрешил вернуться в Лейпциг то
18 Февраля 2013, реферат
В данной работе работе рассматриваются либертарно-юридический тип правопонимания, легизм и юснатурализм, предмет философии права, а также метод либертарно-юридической философии права
09 Ноября 2012, реферат
Литературоведение как наука возникло в начале 19-го века. Конечно, еще со времен античности существовали литературные труды. Аристотель был первым, кто попытался их систематизировать в своей книге, первый дал теорию жанров и теорию родов литературы (эпос, драма, лирика). Платон создал историю об идеях (идея → материальный мир → искусство).
17 Мая 2013, контрольная работа
Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.
В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и журналов.