Вопрос 27. Особенности регулирования
цен на продукцию естественных монополий
(ЕМ).
Федеральным законом
РФ «О естественных монополиях» ЕМ определяется как состояние
товарного рынка, при котором удовлетворение
спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие
конкуренции в силу технологических особенностей
производства (в связи с существенным
понижением издержек производства на
единицу товара по мере увеличения объема
производства), а товары, производимые
субъектами ЕМ, не могут быть заменены
в потреблении другими товарами, в связи
с чем спрос на данном товарном рынке на
товары, производимые субъектами ЕМ, в
меньшей степени зависит от изменения
цены на этот товар, чем спрос на другие
виды товаров.
Т. обр., можно сказать,
что ЕМ существует, когда экономия от масштаба
позволяет одному предприятию удовлетворить
весь рыночный спрос до того, как отдача
от масштаба стала снижаться. Также обращается
внимание, что отрасль относится к ЕМ, если на всём интервале
выпуска пр-во различных продуктов вместе
дешевле их производства порознь.
ЕМ отличают высокие
постоянные и низкие предельные затраты, поэтому
ценообразование на базе предельных затрат
приводит к их убыточности.
Процесс ценовой
дискриминации представляет форму
перераспределения средств из группы
с высокой платежесп-стью в группу с низкой.
Поэтому ценовая дискриминация запрещается
антимонопольным законод-вом большинства
развитых стран.
Ввиду того, что
ЕМ, как правило, производят продукцию,
необходимую для нормального функционирования
большинства предприятий и составляющую
значительную часть потребляемых ими
ресурсов, неплатежи за продукцию ЕМ выливаются
в кризис неплатежей в масштабах экономики
государства. Т. обр., встает вопрос о необходимости
регулирования цен в естественных монополиях.
В частности, основными задачами
такого регулирования являются:
- обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);
- определение тарифов для различных групп потребителей на основе реальных затрат;
- стимулирования предприятий - ЕМ к сокращению издержек, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.
- использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении макроэкономической политики.
- управление развитием экономики в регионах.
Методы регулирования
ЕМ.
Опыт развитых стран
показывает, что существуют прямые и косвенные
методы регулирования цен на продукцию
ЕМ.
К прямым методам
относятся:
- Введение ценового лимита (на каждый тип и компонент тарифа);
- Замораживание цен;
- Установление нормативов для определения цен;
- Ограничение рентабельности. Стоит отметить, что в России в будущую прибыль включаются не только ст-сть привлечения капитала, как в Америке, но и предстоящие капиталовложения, что не способствует увеличению эффективности;
- Цены Рамсея. Это правило ц/о на продукцию ЕМ в случае производства ею более чем одного продукта. Суть его заключается в том, что необходимо повысить цены относительно предельных затрат обратно пропорционально эластичностям спроса, чтобы потери в экономической эффективности были минимальны.
- Подписание соглашений об уровнях цен. Здесь государство взаимодействует с естественными монополиями как партнёр. Например, монополии обещают сохранить в определенный период цены на свою продукцию неизменными, а государство – не снижать каким-либо образом прибыль монополий. Или на региональном уровне: регион – налоговые льготы, субсидии; монополия – предсказуемую тарифную политику.
Косвенные методы:
- Франшиза (конкуренция по Демзетцу). Государство продаёт на определённое время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в бюджет наибольшую сумму. Конечно, монополия установит цену на уровне равенства предельным издержкам, но государство большую часть прибыли от этого получит;
- Создание более конкурентной среды;
- Экспортные пошлины (также используются в РФ);
- Квотирование;
- Налогообложение;
- Установление норм амортизации;
- Регулирование госрасходов;
- Установление потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
- Регулирование оплаты труда
В РФ к естественным
монополиям относятся:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
По рос. закон-ву могут
применяться следующие методы регулир-я цен на
продукцию ЕМ:
- Предельные коэффициенты изменения цен;
- Установление фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельного уровня рентабельности.
Также существует такой
метод, как “установление разумной
нормы прибыли на используемый капитал, обеспечивающей дивиденды
на акционерный капитал”. Недостаток:
это требует громоздкой процедуры переоценки
основного капитала, правила определения
“справедливой” нормы прибыли; несёт
в себе опасность необоснованного увеличения
издержек монополистом.
- Изменение цен может привязываться и к изменению величины затрат по отдельным (по всем) статьям калькуляции. Сюда могут входить важные для монополии виды материалов, сырья, вспомогательных материалов: топливо, шпалы, рельсы.
- Во главу угла может ставиться степень удовлетворённости потребителей, от которой и начинают зависеть цены. Соответственно, при возникновении дефицита цены увеличиваются.
Однако прежде чем
говорить о применении механизмов государственного регулирования, необходимо
отметить, что только часть видов хозяйственной
деятельности монополистов в действительности
относится к ЕМ. Др. виды хоз-ной деят-сти
потенциально могут эффективно функционировать
в условиях конкуренции, но создание конкурентной
среды предполагает необходимость проведения
адекватных структурных изменений.
Итак, в ЕМ необходимо
осуществить ряд следующих преобразований:
- регулируемые и нерегулируемые виды деят-сти должны быть отделены друг от друга настолько, насколько это возможно в существующих эк-ских, социальных и политич. условиях;
- регулируемые виды деят-сти должны характеризоваться открытостью и доступностью информации для органов регулирования, что позволит устанавливать цены (тарифы) на уровне, достаточно высоком для обеспечения норм-ой рент-сти и соотв-нно привлечь новые инвестиции;
- потенциально конкурентные сегменты отраслей должны быть выделены и реорганизованы в целях формирования реальной конкурентной среды. И если невозможно осуществить реструктуризацию существующих монопольных структур, то должны быть созданы условия для возникновения и развития независимых частных и государственных компаний, которые конкурировали бы с предприятиями-монополистами. Задачей органов регулирования является обеспечение свободного доступа для потенциальных участников рынка. Процедуры лицензирования, определяющие барьеры для входа на соответствующие рынки, также должны быть открытыми и недискриминационными;
- должно быть прекращено перекрестное субсидирование льготных пользователей за счет предприятий, применяемое во всех отраслях ЕМ. Субсидии, которые будут признаны необходимыми (например, для малообеспеченных слоев населения), должны предоставляться из федерального или местных бюджетов, а не за счет других потребителей соответствующих ресурсов и услуг.
Движение в направлении
рассмотренных преобразований позволит
сформировать конкурентную среду там,
где это возможно и необходимо, и осуществлять
эффективное государственное регулирование
только в тех сферах, в которых без него
нельзя обойтись. Это принесет бесспорные
выгоды всем:
- потребителям - в виде низких цен;
- нерегулируемым предприятиям - в форме большей либерализации рынка;
- регулируемым пред-ям - через установление стабильного режима регулирования, благоприятствующего новым инвестициям и техническому развитию.
.
.