Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 10:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Ценообразованию".
Вопрос 29. Регулирование цен во внешней торговле.
А) Регулирование цен во внешней торговле в практике России
Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связаны с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.
Проводимые
в России реформы не имеют аналогов
в мировой практике по своим масштабам
и срокам проведения. Все эти изменения
глобальным образом затронули и
сферу внешнеэкономической деятельности.
Рыночные реформы, начавшиеся во второй
половине 1980-годов, в качестве одного из
важнейших своих направлений предполагали
либерализацию внешнеторговой деятельности.
Последовавший демонтаж системы государственной
монополии внешней торговли привел к возобновлению
нормальной практики таможенно-тарифного
регулирования как основного направления
таможенной политики.
Согласно ст. 12 Федерального закона “Об
основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности” от 8 декабря
2003 года, государственное регулирование
внешнеторговой деятельности в Российской
Федерации осуществляется посредством:
1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
1. Под тарифными мерами понимается установление таможенных тарифов, представляющих собой систему ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары, ввозимые в Российскую Федерацию (или вывозимые из страны). В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:
- адвалорные, начисляемые в % к таможенной ст-сти облагаемых товаров (живая рыба, ввозимая на территорию России, будет облагаться пошлиной в размере 10% от таможенной ст-сти);
- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров (к примеру, сахар тростниковый в твердом состоянии облагается импортной пошлиной в размере $270 США за 1000 кг);
- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения (например, рис облагается пошлиной по ставке 10% от таможенной стоимости, но не менее 3 евроцентов за 1 кг).
2. Нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в ситуациях, оговоренных в законе. В частности, к методам нетарифного регулирования относятся:
1) специальные меры. Могут быть применены к товару в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.
2) антидемпинговые меры. Применяются на основании результатов расследования соответствующими инстанциями страны-импортера торговой практики при установлении фактов демпинга и нанесения материального ущерба от него. Под демпингом понимается экспорт товара по очень низкой цене (обычно ниже цены внутреннего рынка страны-экспортера).
3) компенсационные меры. Вводятся, если соответствующее расследование показало, что импортируемые товары субсидируются и субсидирование наносит ущерб национальному производству. Такие меры обычно применяются в форме компенсационных пошлин.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России широко применяются различные меры регулирования внешней торговли и, в частности, цен на различные товары. Основная задача государства в области международной торговли состоит в повышении конкурентоспособности экспортируемых товаров и воздействии на импорт с целью поддержания национальных производителей, и для реализации этих задач Россия применяет и, видимо, будет применять перечисленные меры государственного регулирования.
Б) Регулирование цен во внешней торговле в мировой практике
Регулирование внешней торговли представляет собой комплекс мер, действующих в отношении ввоза и вывоза отдельных товаров. В практике международной торговли эти меры получили два обобщенных названия “тарифные ограничения” и “нетарифные ограничения”. Их можно определить как решения центральных органов государственного управления, включающие методы реализации соответствующих законов, постановлений и иных нормативных актов, а также меры таможенно-тарифного характера.
Ограничения, которые вводят страны во внешней торговле, воздействуют на экспорт и импорт товаров, V, товарную структуру внешней торговли, цены и к/c товаров, создавая более регламентированные условия для перемещения через таможенную границу товаров отечественного производства при экспорте и товаров иностранного происхождения при импорте, включая различный режим для товаров из разных стран.
В большинстве стран основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.
На цены, действующие в системе внешнеторговых отношений, существенное воздействие оказывает попытка регулирования внешней торговли со стороны государства. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) все меры, регулирующие внешнюю торговлю, классифицировала на восемь видов:
1)тарифные (установление экспортных и импортных тарифов);
2) паратарифные;
3) меры контроля над ценами;
4) финансовые;
5) меры автоматического лицензирования;
6) меры количественного контроля;
7) монополистические;
8) технические.
Под тарифными мерами понимается установление таможенных тарифов, представляющих собой систему ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары, ввозимые в данную страну (или вывозимые изданной страны). Таможенные пошлины используются в качестве средства воздействия на международное разделение труда (они стимулируют производство и вывоз одних товаров, затрудняют ввоз других и т.п.). Установление высоких импортных тарифов обычно применяется в качестве инструмента защиты отечественного производителя от чрезмерной конкуренции со стороны ввозимых в страну товаров. Тарифные меры имеют стоимостное выражение, например в ЕС – Евро, а раньше использовалась ЭКЮ – виртуальные деньги.
Оставшиеся меры называются нетарифными ограничениями (НТО). Под ними понимаются различные меры, направленные на создание препятствий для осуществления внешней торговли (за исключением таможенных пошлин).
При анализе нетарифных методов регулирования внешней торговли более подробно следует остановиться на мерах контроля над ценами, которые вводятся в целях поддержания или стабилизации внутренних цен, предотвращения ущерба от нечестной торговой практики иностранных конкурентов. Эти меры включают:
1) административное фиксирование цен. Власти страны-импортера, исходя из внутренних цен производителя или потребителя, устанавливают верхние и нижние пределы цен либо увязывают их с ценами мирового рынка;
2) добровольное ограничение экспортных цен. Заключается ограничительное соглашение, в соответствии с которым экспортер соглашается поддерживать цену на свои товары не ниже определенного уровня;
3) скользящие сборы. Предназначены для выравнивания рыночных цен на импортируемые с/х продукты и продукты питания с внутренними ценами: на определенный период времени устанавливается соответствующая цена (справочная, пороговая). С этой целью с первичных продуктов и обработанных продуктов питания взимаются сборы (с первичных - по весу брутто, с обработанных - в соответствии с содержанием первичного продукта);
4) антидемпинговые меры. Применяются на основании результатов расследования соответствующими инстанциями страны-импортера торговой практики при установлении фактов демпинга и нанесения материального ущерба от него. Под демпингом понимается экспорт товара по очень низкой цене (обычно ниже цены внутреннего рынка страны-экспортера). Антидемпинговые меры применяются как в форме пошлин, так и в форме количественного или ценового регулирования;
5) компенсационные меры. Вводятся, если соответствующее расследование показало, что импортируемые товары субсидируются и субсидирование наносит ущерб национальному производству. Такие меры обычно применяются в форме компенсационных пошлин.
В развитых странах защитные меры используются весьма интенсивно и одновременно действует значительное количество ограничений в отношении определенных товаров.
.
.