Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 10:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Ценообразованию".
Вопрос 28. Государственное регулирование ценообразования в зарубежных странах.
Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе гос. власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создании условий для социально слабо защищенных слоев населения и обеспечении конкурентной среды.
Экономические средства гос. регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом регулирования является государственный сектор в экономике.
Заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке в 70-х годах, перерастание умеренной инфляции в галопирующую привели к необходимости модификации экономической стратегии страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 года по инициативе администрации Р. Никсона в США впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль за ценами. Хотя президент Р. Никсон и был против прямого установления прямого контроля над ценами и заработной платой, однако сложное экономическое положение страны и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайние меры. Этому способствовали следующие обстоятельства:
Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, президент был вынужден пойти на замораживание цен и заработной платы.
Следует отметить, что в краткосрочном плане прямое регулирование цен способствовало определенной стабилизации экономики страны: к осени 1972 года снизились темпы повышения оптовых и розничных цен, несколько увеличилась занятость, стал быстро расти ВНП. Однако довольно скоро выявились негативные последствия централизованного регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой активности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 года администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.
Попытки прямого регулирования
цен предпринимались и в послед
Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности у добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, продолжал вплоть до 1981 года увеличиваться высокими темпами.
Р. Рейган после своего избрания президентом в январе 1981 года отменил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты. «Контроль над ценами сдержал производство, стимулировал потребление, подавлял технологические достижения и делал США более зависимыми от энергетического импорта»,- так комментировал Рейган свое решение.
В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономического положения в стране. В целом такой подход оказал стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выделить следующие:
Эти направления государственной макроэкономической политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.
Прямое государственное регулирование цен применяется сейчас лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией и некоторые коммуникационные услуги. Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен.
Особо следует остановиться на государственном регулировании цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных конгрессом, то фермер может сдать урожай государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.
Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет «справедливый» уровень контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то государство скупает продукты и использует их на: бесплатные завтраки для школьников; помощь беднякам; продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продает другим государствам.
При этом государство стремится поддерживать соотношения между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами. В целом контроль за ценами осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия.
В Испании государство также осуществляет регулирование и контроль за ценами.
Это прежде всего относится к товарам первой необходимости и товарам, производство которых монополизировано. Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации.
Органом, осуществляющим контроль над формированием цен, является Высший Совет по ценам при Министерстве экономики и финансов.
Основными функциями Совета являются: рассмотрение на пленарных заседаниях ходатайств государственных и частных компаний об изменении цен на конкретные виды товаров и услуг; выработка рекомендаций и представление в Правительственную Комиссию по экономическим вопросам обоснованных
предложений по изменению цен; уведомление заинтересованных государственных и частных компаний о результатах рассмотрения вопроса Правительственной Комиссией; наблюдение за исполнением решений Правительственной Комиссии частными и государственными компаниями; координация деятельности провинциальных комиссий по ценам; изучение и внесение в Правительственную Комиссию обоснованных предложений по пересмотру действующих цен на товары и услуги.
Государственное регулирование цен в Испании имеет следующие формы:
1) Разрешительные цены. Государственная или частная компания, предусматривающая повышение цен на конкретный товар или услуги, направляет ходатайство в Высший Совет по ценам и после получения разрешения от Правительственной Комиссии производит повышение цен. Такие цены относятся к разряду "разрешительных". Они устанавливаются на соевое масло, электроэнергию, газ, попутный сжиженный газ, бензин, дизельное топливо, нефть для производства удобрений и другие виды топлива, фармацевтические товары, страхование в сельском хозяйстве, почту и телеграф, телефонную связь, железные дороги, автомобильные пассажирские и грузовые перевозки в пределах страны, а также фрахтование судов для данного вида перевозок, воздушные перевозки в пределах страны.
2) Уведомительные цены. Повышение цен на такие товары и услуги, как стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения, производится после уведомление Высшего Совета по ценам о предстоящем повышении за один месяц до его осуществления.
3) Местные цены. Повышение цен на такие товары и услуги, как водоснабжение для нужд населения, городские пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев, больниц относится к компетенции Провинциальных комиссий по ценам.
Список товаров и услуг, цены на которые подпадают под государственное регулирование, в последние годы значительно сократился. Так, число отраслей экономики, где существовало активное вмешательство государства в ценообразование, сократилось со 174 до 21. В настоящее время удельный вес устанавливаемых непосредственно государством цен в общей структуре потребительских цен составляет около 10%.
Прежде всего следует отметить, что в этой стране наблюдение и контроль за ценами ведет специальный орган - Государственное управление цен и конкуренции.
По мнению шведских экспертов, замораживание цен эффективно лишь в краткосрочном плане - для подавления всплесков инфляции. В соответствии с этим закон о регулировании цен дает право осуществлять меры по прямому воздействию на цены (замораживание их уровня), либо в случае войны или опасности ее
возникновения, либо при угрозе значительного общего повышения цен. Законом предусмотрена также возможность устанавливать государством максимальный уровень цен для отдельных товаров; вводить порядок, при котором повышение цен допускается только после подачи предварительного уведомления об этом и обоснования размера повышения цен. Кардинальное решение по вопросам государственного регулирования цен, конкуренции и доходов принимаются только парламентом.
Воздействие на уровень цен осуществляется кроме того через государственную монополию и государственные мероприятия. Так, существует государственная монополия на вино-водочные изделия, почтовые и некоторые другие виды телекоммуникаций, почтовых услуг, на аптечную торговлю. Значительное воздействие на цены оказывает государственный энергетический концерн и шведские железные дороги.
Кроме того, государство жестко регулирует закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции и сырья с учетом интересов фермеров.
Ежегодно в переговорах между правительством и объединением сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей устанавливается уровень цен на продовольственные товары. Основная форма возмещения издержек сельскохозяйственных производителей связано с ежегодным фиксированием в переговорах между правительством и фермерами относительно высокого гарантированного уровня цен. Важный источник средств для субсидирования сельского хозяйства Швеции - таможенные сборы на импортируемое сырье. Они устанавливаются в размере разницы между более высокими ценами на внутреннем рынке и ценами внешнего рынка. Особая сфера ценообразования - цены на жилье. С учетом их чрезвычайно высокого уровня государство выдает жилищные субсидии и займы.
Следует отметить, что в Швеции с учетом роста цен один раз в год проводится индексация доходов населения. Учитывается индекс цен на товары, входящие в минимальную потребительскую корзину. Однако индексация доходов имеет ограниченные масштабы. Фактически она считается мерой, способствующей "встраиванию" инфляции в механизм ценообразования. Индексация имеет место лишь в отдельных соглашениях длительного характера, а также в контрактах по найму жилья и помещений.
В Японии, например, запрещено устанавливать несправедливые цены как монопольно высокие, так и монопольно низкие, преследующие цель "выбить" конкурента из рынка. Введены ограничительные меры в отношении единовременного повышения цен. Они распространяются на отрасли, где объем производства превышает 30 млрд. иен. Исключения предусмотрены лишь на случай резкого ухудшения деловой конъюнктуры, когда цены ниже издержек и возникает угроза банкротства значительного числа фирм отрасли. С разрешения Комиссии в таких случаях допускается согласование производителями объемов производства, продаж, капиталовложений, уровней загрузки оборудования и цен.
В Японии имеется особый правительственный орган - Бюро цен Управления экономического планирования. В его функции входит: контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, отслеживание уровня и динамики цен на товары, поддержание спроса на необходимом уровне, изучение тенденций спроса и предложения. Государство регулирует цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание. В целом регулируется окло 20% потребительских цен.
Таким образом, государство в цивилизованных странах не устраняется от контроля над ценообразованием на внутреннем рынке и от разумного регулирования цен, причем решает эти задачи разнообразными методами, с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой из этих стран.
.
.